Skip to main content

Практическая работа «Программирование работы датчика расстояния»

🎬 Открыть презентацию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Сенсорные системы роботов
Тема урока: Практическая работа «Программирование работы датчика расстояния»
Цель урока: Создать условия для формирования практических навыков установки датчика расстояния на робота и программирования его реакций на изменение дистанции до препятствий.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение устанавливать датчик расстояния на робототехническую платформу
  • Навык программирования взаимодействия датчика с контроллером робота
  • Понимание принципов калибровки датчика и учета погрешностей измерений
  • Умение программировать различные реакции робота на изменение расстояния до препятствий

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать действия, корректировать ошибки, проводить отладку программы
  • Познавательные УУД: умение применять знания из физики и математики для решения практической задачи
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группе, обсуждать результаты, распределять роли

Личностные:

  • Развитие навыков проектной деятельности
  • Формирование ответственности за результат работы
  • Воспитание внимательности и аккуратности при работе с техникой
  • Развитие творческого подхода к решению технических задач

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Научить правильно устанавливать и подключать датчик расстояния к контроллеру робота
  • Сформировать понимание влияния физических факторов на работу датчика
  • Обучить методам программирования реакции робота на показания датчика

Развивающие:

  • Развивать алгоритмическое мышление
  • Формировать навыки отладки программы и устранения ошибок
  • Развивать умение оптимизировать программный код

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру работы с электронными устройствами
  • Формировать навыки сотрудничества при решении технических задач
  • Развивать инженерное мышление и внимание к деталям

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы с возможностью подключения датчиков расстояния
  • Датчики расстояния (ультразвуковые или инфракрасные)
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Полигон для тестирования роботов с препятствиями
  • Измерительные приборы (линейки, рулетки)
  • Материалы различной фактуры для тестирования работы датчиков
  • Инструкции по подключению датчиков и примеры базовых программ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное обучение
  • Практико-ориентированное обучение
  • Групповая работа
  • Исследовательская деятельность

Межпредметные связи:

  • Физика: Калибровка датчика, учет физических факторов (температура, влажность) на результаты измерений, распространение волн
  • Математика: Обработка результатов измерений, фильтрация шумов, усреднение, алгоритмы принятия решений
  • Информатика: Программирование условных операторов, циклы, обработка данных в реальном времени
  • Технология: Установка и крепление датчиков, правильное позиционирование на корпусе робота

Основные понятия: Датчик расстояния, калибровка, погрешность измерения, фильтрация шумов, усреднение значений, пороговое значение, условный оператор, алгоритм обхода препятствий, мертвая зона датчика

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с электронными компонентами. Готовят рабочие места, проверяют наличие необходимых компонентов, включают компьютеры Знание правил техники безопасности Регулятивные: самоорганизация
2. Постановка задачи (5 мин) Формулирует цель практической работы: “Сегодня вы научитесь устанавливать датчик расстояния на робота и программировать его реакцию на препятствия. В конце занятия ваш робот должен уметь останавливаться перед препятствием и объезжать его”. Демонстрирует видеопример работы робота с датчиком расстояния. Слушают задание, задают уточняющие вопросы, обсуждают возможные подходы к решению Понимание целей практической работы Познавательные: целеполагание Коммуникативные: формулирование вопросов
3. Анализ технической задачи (7 мин) Объясняет принципы выбора места установки датчика на роботе, обсуждает влияние позиционирования на качество измерений. Рассказывает о необходимости учета физических факторов и мертвой зоны датчика. Анализируют конструкцию робота, определяют оптимальное место для установки датчика, записывают ключевые моменты Понимание принципов правильной установки датчика и факторов, влияющих на точность измерений Познавательные: анализ технической задачи
4. Установка и подключение датчика (10 мин) Демонстрирует правильный способ установки датчика расстояния на робота и его подключения к контроллеру. Обращает внимание на распиновку и правильную ориентацию датчика. Консультирует учащихся во время работы. Устанавливают датчик расстояния на своего робота, подключают его к контроллеру, проверяют надежность крепления Умение правильно устанавливать и подключать датчик расстояния Регулятивные: следование инструкции Познавательные: практическое применение знаний
5. Калибровка датчика (8 мин) Объясняет процесс калибровки датчика расстояния. Демонстрирует программу для проверки работоспособности датчика и вывода значений на экран. Рассказывает о влиянии различных поверхностей на точность измерений. Запускают тестовую программу, проверяют работу датчика, измеряют фактические расстояния и сравнивают с показаниями датчика, калибруют датчик Умение калибровать датчик и оценивать точность его показаний Познавательные: оценка результатов измерений Регулятивные: внесение корректировок
6. Программирование реакции робота (15 мин) Объясняет принципы программирования реакции робота на изменение расстояния до препятствия. Демонстрирует базовый алгоритм остановки перед препятствием. Обсуждает варианты усложнения программы для объезда препятствий. Создают программу для управления роботом с использованием датчика расстояния: 1) Программирование остановки на заданном расстоянии от препятствия 2) Программирование алгоритма объезда препятствий Умение программировать реакцию робота на показания датчика расстояния Познавательные: алгоритмическое мышление Регулятивные: планирование действий
7. Тестирование и отладка (10 мин) Организует тестирование работы роботов на полигоне с препятствиями. Консультирует по вопросам отладки программы, помогает выявить причины некорректной работы. Тестируют работу своих роботов, выявляют проблемы, вносят изменения в программу, оптимизируют алгоритмы Умение отлаживать программу и устранять ошибки Регулятивные: коррекция действий Познавательные: анализ результатов
8. Усовершенствование алгоритма (10 мин) Предлагает усовершенствовать программу: добавить реакцию на препятствия разной высоты, усреднение значений нескольких измерений для повышения точности, плавное снижение скорости при приближении к препятствию. Дорабатывают программу, добавляют дополнительные функции, тестируют усовершенствованные алгоритмы Умение оптимизировать программный код и добавлять дополнительную функциональность Познавательные: творческое применение знаний Регулятивные: самосовершенствование
9. Демонстрация результатов (10 мин) Организует демонстрацию работы роботов. Предлагает учащимся прокомментировать особенности своих решений. Демонстрируют работу своих роботов, рассказывают об особенностях реализации, отвечают на вопросы Умение представлять и объяснять результаты работы Коммуникативные: презентация результатов
10. Рефлексия и подведение итогов (2 мин) Подводит итоги практической работы, отмечает успешные решения и типичные проблемы. Задает вопросы: “Какие трудности возникли при работе с датчиком?”, “Какие факторы влияли на точность измерений?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свои достижения Осознание полученного опыта и его практической значимости Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Завершить программирование робота с датчиком расстояния (если не успели на уроке)
  2. Подготовить краткий отчет о проделанной работе с описанием установки датчика и алгоритма работы программы

Повышенный уровень: 3. Разработать усовершенствованный алгоритм движения робота с использованием датчика расстояния (например, следование вдоль стены на заданном расстоянии) 4. Исследовать влияние различных материалов на точность измерения расстояния и подготовить мини-презентацию

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Качество установки и подключения датчика расстояния (1-5 баллов)
  • Корректность калибровки датчика (1-5 баллов)
  • Работоспособность программы остановки перед препятствием (1-5 баллов)
  • Эффективность алгоритма объезда препятствий (1-5 баллов)
  • Оптимизация программного кода и дополнительная функциональность (0-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 20-25 баллов
  • “4” - 15-19 баллов
  • “3” - 10-14 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Принципы правильной установки датчика расстояния на роботе
  • Факторы, влияющие на точность измерений датчика
  • Методы калибровки датчика и учета погрешностей
  • Алгоритмы обработки данных с датчика расстояния

Уметь:

  • Правильно устанавливать и подключать датчик расстояния к контроллеру
  • Программировать считывание данных с датчика
  • Создавать программу реакции робота на изменение расстояния
  • Отлаживать программу и устранять неисправности

Владеть:

  • Навыками калибровки датчиков
  • Приемами обработки результатов измерений
  • Методами фильтрации шумов и усреднения значений
  • Алгоритмами управления роботом для объезда препятствий

Дополнительные материалы к уроку:

  • Схемы подключения различных типов датчиков расстояния
  • Примеры программного кода для работы с датчиками
  • Таблица характеристик различных датчиков расстояния
  • Инструкции по калибровке датчиков
  • Методические рекомендации по программированию алгоритмов объезда препятствий