Skip to main content

Подготовка проекта к защите. Испытание модели робота

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Подготовка проекта к защите. Испытание модели робота
Цель урока: Создать условия для формирования навыков подготовки проекта к защите через разработку методики испытаний, тестирование модели робота и оформление протокола испытаний с количественными показателями функционирования.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение разрабатывать методику испытаний робототехнической системы
  • Навык проведения комплексного тестирования модели робота
  • Понимание зависимости между конструктивными особенностями и функциональными показателями
  • Умение фиксировать и анализировать количественные показатели работы робота

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать процесс испытаний, выявлять недостатки и корректировать их
  • Познавательные УУД: умение анализировать экспериментальные данные, строить графики эффективности, делать выводы
  • Коммуникативные УУД: умение представлять результаты испытаний в форме протокола, координировать работу команды

Личностные:

  • Развитие ответственного отношения к качеству технических решений
  • Формирование критического мышления при оценке результатов работы
  • Воспитание настойчивости в достижении оптимальных показателей
  • Развитие культуры технического тестирования и документирования

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с принципами разработки методики испытаний робототехнических систем
  • Научить методам комплексной оценки физических характеристик робота
  • Сформировать понимание значимости документирования результатов испытаний

Развивающие:

  • Развивать навыки системного подхода к тестированию технических объектов
  • Формировать умение анализировать количественные показатели и делать выводы
  • Развивать способность выявлять взаимосвязи между конструкцией и результатами работы

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственное отношение к качеству технических проектов
  • Формировать культуру научно-технического документирования
  • Развивать командную работу при проведении испытаний

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Собранные на предыдущем уроке модели роботов
  • Измерительное оборудование (секундомеры, линейки, мультиметры)
  • Компьютеры с программным обеспечением для анализа данных и построения графиков
  • Полигоны для проведения испытаний с различными условиями
  • Шаблоны протокола испытаний
  • Технические задания, разработанные в начале проекта
  • Фото/видеокамеры для документирования процесса испытаний
  • Инструменты для корректировки конструкции робота
  • Материалы для изучения: примеры методик испытаний роботов различного назначения

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Исследовательская деятельность
  • Групповая работа
  • Проектное обучение
  • Экспериментальный метод

Межпредметные связи:

  • Физика: Проведение комплексных испытаний для оценки физических характеристик робота (скорость, ускорение, энергопотребление, грузоподъемность, точность позиционирования)
  • Математика: Анализ количественных показателей работы, построение графиков эффективности, статистическая обработка данных, нахождение средних значений
  • Информатика: Сбор и обработка данных, систематизация информации, построение графических представлений
  • Технология: Методы испытаний технических устройств, оценка качества конструкции, документирование результатов

Основные понятия: Методика испытаний, тестовый полигон, количественные показатели, протокол испытаний, статистическая обработка, эффективность робота, физические характеристики, надежность конструкции, отказоустойчивость, повторяемость результатов, точность, погрешность измерений, оптимизация параметров, комплексное тестирование, критические режимы работы

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие собранных роботов и инструментов для испытаний. Готовят рабочие места, проверяют работоспособность роботов, подготавливают измерительные приборы Подготовка к практической работе Регулятивные: самоорганизация
2. Постановка задачи (7 мин) Формулирует цель урока: “Сегодня мы будем готовить ваши проекты к защите. Вам предстоит разработать методику испытаний, провести тестирование роботов, выявить недостатки и зафиксировать результаты в протоколе испытаний”. Объясняет значимость испытаний для подтверждения соответствия робота техническому заданию. Демонстрирует пример протокола испытаний. Слушают задание, изучают шаблон протокола испытаний, задают уточняющие вопросы Понимание целей и задач тестирования робототехнического проекта Познавательные: целеполагание Коммуникативные: формулирование вопросов
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Какие физические характеристики робота важно измерить?”, “Какие математические методы можно использовать для анализа данных?”, “Как подтвердить соответствие робота техническому заданию?”, “Что такое повторяемость результатов?” Отвечают на вопросы, вспоминают материал из физики и математики, обсуждают параметры, которые необходимо измерить Актуализация знаний о физических характеристиках и методах математической обработки данных Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: участие в обсуждении
4. Разработка методики испытаний (15 мин) Организует работу команд по разработке методики испытаний. Предлагает структуру методики: 1) Перечень проверяемых характеристик 2) Условия проведения испытаний 3) Измеряемые параметры и единицы измерений 4) Методы и средства измерений 5) Количество испытаний для достоверности результатов 6) Критерии успешности испытаний Консультирует команды в процессе разработки методики. Работают в командах: анализируют техническое задание, выделяют ключевые характеристики для проверки, разрабатывают методику испытаний для своего робота, определяют критерии успеха, формулируют план проведения тестов Умение разрабатывать методику испытаний с учетом физических характеристик робота Регулятивные: планирование Познавательные: анализ, систематизация
5. Подготовка тестовых полигонов (10 мин) Руководит подготовкой тестовых полигонов для проведения испытаний. Обращает внимание на необходимость создания стандартизованных условий для получения достоверных результатов. Подготавливают тестовые полигоны: размечают трассы, устанавливают препятствия, создают стандартизированные условия для тестирования, подготавливают объекты для перемещения (если требуется по заданию) Умение создавать условия для объективного тестирования Регулятивные: организация пространства Познавательные: моделирование условий
6. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу для снятия напряжения. Выполняют физические упражнения - Регулятивные: переключение внимания
7. Проведение основных испытаний (20 мин) Руководит проведением основных испытаний. Напоминает о необходимости повторных измерений для повышения достоверности результатов. Напоминает о правилах фиксации данных. Проводят серию испытаний: выполняют последовательные тесты согласно разработанной методике, измеряют физические характеристики робота (скорость, точность, энергопотребление и др.), фиксируют результаты измерений, делают фото/видеозаписи процесса Умение проводить комплексные испытания с измерением физических характеристик Регулятивные: контроль процесса Познавательные: сбор данных
8. Обработка результатов и построение графиков (15 мин) Организует работу по обработке полученных данных. Объясняет методы статистической обработки результатов и построения графиков эффективности. Обрабатывают собранные данные: вычисляют средние значения измеряемых величин, определяют погрешности измерений, строят графики зависимостей (например, скорости от нагрузки, точности от скорости), анализируют полученные результаты Умение анализировать количественные показатели и строить графики эффективности Познавательные: анализ данных, построение графиков Регулятивные: систематизация результатов
9. Выявление и исправление недочетов (15 мин) Руководит процессом выявления недостатков в конструкции и программе робота. Предлагает сравнить полученные результаты с требованиями технического задания. Консультирует по вопросам оптимизации конструкции и алгоритмов. Выявляют несоответствия и недочеты: сравнивают полученные результаты с требованиями ТЗ, выявляют проблемные места в конструкции или программе, вносят корректировки для улучшения показателей, проводят повторные тесты для проверки эффективности изменений Умение выявлять и устранять недостатки в робототехнической системе Регулятивные: коррекция Познавательные: анализ причин и следствий
10. Составление протокола испытаний (15 мин) Организует работу по составлению протокола испытаний. Объясняет структуру протокола: 1) Информация о проекте и команде 2) Цели испытаний 3) Методика испытаний 4) Таблицы с результатами измерений 5) Графики и диаграммы 6) Выводы о соответствии ТЗ 7) Рекомендации по дальнейшему совершенствованию Составляют протокол испытаний: структурируют и оформляют все полученные данные, включают графики и таблицы, формулируют выводы о соответствии робота техническому заданию, описывают выявленные проблемы и способы их решения, дают рекомендации по дальнейшей оптимизации Умение документировать результаты испытаний в форме протокола Познавательные: систематизация информации Коммуникативные: письменное изложение результатов
11. Подготовка к защите проекта (10 мин) Дает рекомендации по подготовке к защите проекта. Обращает внимание на необходимость использования количественных показателей в презентации. Готовятся к защите проекта: выделяют ключевые результаты для презентации, обсуждают структуру выступления, определяют порядок демонстрации робота, распределяют роли при защите Понимание принципов представления проекта на основе результатов испытаний Регулятивные: планирование Коммуникативные: подготовка выступления
12. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги урока, задает вопросы: “Какие характеристики вашего робота оказались наилучшими?”, “Какие изменения вы внесли после испытаний?”, “Как проведенные испытания помогли вам улучшить проект?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают результаты испытаний своего робота, анализируют процесс подготовки к защите Осознание значимости испытаний для совершенствования проекта Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Завершить оформление протокола испытаний (если не успели на уроке)
  2. Подготовить презентацию проекта на основе результатов испытаний

Повышенный уровень:

  1. Разработать предложения по дальнейшему совершенствованию робота с обоснованием ожидаемого улучшения характеристик
  2. Проанализировать возможность использования альтернативных методик испытаний и их влияние на оценку эффективности робота

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания протокола испытаний:

  • Полнота и корректность описания методики испытаний (1-5 баллов)
  • Качество представления количественных результатов (1-5 баллов)
  • Адекватность выводов полученным данным (1-5 баллов)
  • Обоснованность рекомендаций по совершенствованию (1-5 баллов)
  • Оформление и структурированность протокола (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Принципы разработки методики испытаний робототехнических систем
  • Методы измерения физических характеристик роботов
  • Способы обработки и представления экспериментальных данных
  • Структуру и требования к оформлению протокола испытаний

Уметь:

  • Разрабатывать методику испытаний для конкретного робототехнического проекта
  • Проводить комплексное тестирование робота с измерением количественных показателей
  • Анализировать результаты испытаний и строить графики зависимостей
  • Выявлять недостатки и вносить корректировки в конструкцию и программу

Владеть:

  • Навыками системного подхода к тестированию технических объектов
  • Методами статистической обработки результатов испытаний
  • Техникой документирования результатов в форме протокола
  • Приемами подготовки проекта к защите на основе результатов испытаний

Дополнительные материалы к уроку:

  • Шаблоны протоколов испытаний различных типов роботов
  • Примеры графического представления результатов испытаний
  • Методические рекомендации по обработке статистических данных
  • Чек-лист проверки соответствия робота техническому заданию
  • Таблицы типовых физических характеристик для разных классов роботов
  • Советы по эффективной презентации результатов испытаний