Skip to main content

Практическая работа «Сборка робота и программирование нескольких светодиодов»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Практическая работа «Сборка робота и программирование нескольких светодиодов»
Цель урока: Создать условия для развития практических навыков дополнения базовой модели робота электронными компонентами и программирования световой индикации для отображения различных режимов движения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание принципов работы светодиодов и способов их подключения к контроллеру робота
  • Умение дополнять базовую модель робота элементами световой индикации
  • Навыки программирования световых сигналов в соответствии с режимами движения робота
  • Понимание взаимосвязи между программой и физическими компонентами робота

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий при сборке и программировании, контролировать правильность выполнения задания
  • Познавательные УУД: умение применять знания из области физики и математики в практической деятельности
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группе, обсуждать технические решения, распределять обязанности

Личностные:

  • Развитие технического мышления и творческого подхода к решению задач
  • Формирование ответственного отношения к выполнению практических заданий
  • Воспитание интереса к электронике и программированию
  • Развитие самостоятельности и внимания к деталям

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепить знания о принципах работы светодиодов и их подключении к контроллеру
  • Научить способам программирования световых индикаторов
  • Сформировать понимание взаимосвязи между режимами движения робота и соответствующей световой сигнализацией

Развивающие:

  • Развивать навыки конструирования и программирования
  • Формировать алгоритмическое мышление
  • Развивать умение применять знания из разных предметных областей (физика, математика) в практической деятельности

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру работы с электронными компонентами
  • Формировать навыки безопасной работы с электротехническими устройствами
  • Развивать коммуникативные навыки при работе в группе

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Образовательные робототехнические наборы (LEGO, Arduino или аналоги)
  • Светодиоды разных цветов, провода, резисторы
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Мультимедийный проектор и экран
  • Презентация с примерами подключения светодиодов
  • Схемы подключения светодиодов к различным типам контроллеров
  • Инструкции по программированию световой индикации
  • Паяльное оборудование (при необходимости)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Практико-ориентированное обучение
  • Проектная технология
  • Работа в малых группах
  • Проблемное обучение

Межпредметные связи:

  • Физика: Электрические цепи, полупроводники, принципы работы светодиода, закон Ома, понятие о прямом падении напряжения на диоде
  • Математика: Программирование последовательностей, временные интервалы, циклы, логические операторы
  • Информатика: Алгоритмизация, программирование логических условий, управление периферийными устройствами
  • Технология: Навыки монтажа электронных компонентов, соблюдение полярности при подключении

Основные понятия: Светодиод, катод, анод, полярность, резистор, токоограничивающий резистор, контроллер, цифровой выход, широтно-импульсная модуляция (ШИМ), яркость свечения, циклический алгоритм, условный оператор, последовательность выполнения команд, параллельное и последовательное подключение.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе со светодиодами и электронными компонентами. Готовят рабочие места, проверяют наличие необходимых компонентов, включают компьютеры Знание правил техники безопасности при работе с электронными компонентами Регулятивные: самоорганизация, готовность к работе с оборудованием
2. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Что такое светодиод?”, “Какую роль выполняет резистор при подключении светодиода?”, “Какие сигналы используют автомобили для индикации своих действий?” Отвечают на вопросы, вспоминают материал о светодиодах и электрических цепях, обсуждают световую индикацию в транспорте Актуализация знаний о принципах работы светодиодов и их применении Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: выражение своих мыслей
3. Постановка задачи (7 мин) Объясняет задачу практической работы: “Сегодня мы будем дополнять наших роботов системой световой сигнализации. Робот должен сигнализировать о своих действиях так же, как автомобиль: показывать поворот, сигнализировать о движении вперед или назад, об остановке”. Демонстрирует пример готового робота со световой индикацией. Слушают постановку задачи, задают уточняющие вопросы, обсуждают возможные варианты реализации Понимание целей практической работы Познавательные: мотивация к практической деятельности
4. Теоретическая часть (10 мин) Демонстрирует схемы подключения светодиодов к контроллеру, объясняет необходимость использования резисторов. Показывает простой пример программы для управления светодиодом. Рассказывает о логике работы световой индикации для разных режимов движения. Слушают объяснения, делают записи в тетрадях, зарисовывают схемы подключения Понимание принципов подключения светодиодов и основ их программирования Познавательные: усвоение новой информации и её связывание с уже известной
5. Практическая работа (20 мин) Организует работу в парах/малых группах. Раздает необходимые компоненты. Консультирует по вопросам подключения светодиодов и программирования. Обращает внимание на наиболее распространенные ошибки. Работают в группах: 1) Дополняют базовую модель робота светодиодами (спереди, сзади, по бокам) 2) Подключают светодиоды к контроллеру 3) Пишут программу, связывающую световую индикацию с режимами движения робота Умение дополнять конструкцию робота компонентами световой индикации, подключать и программировать светодиоды Регулятивные: планирование работы, контроль выполнения Познавательные: применение знаний на практике Коммуникативные: взаимодействие в группе
6. Тестирование и отладка (10 мин) Организует проверку работоспособности световой индикации. Предлагает протестировать разные режимы движения и соответствующую им световую сигнализацию. Тестируют работу светодиодов в разных режимах движения робота, исправляют выявленные проблемы, оптимизируют программу Умение отлаживать программу и исправлять ошибки в конструкции Регулятивные: корректировка и самоконтроль Познавательные: анализ результатов
7. Демонстрация результатов (7 мин) Организует демонстрацию работы роботов. Предлагает командам показать работу световой индикации в различных режимах движения. Демонстрируют работу своих роботов, комментируют особенности подключения и программирования световой индикации Умение демонстрировать результаты работы и объяснять принцип действия Коммуникативные: представление результатов Познавательные: рефлексия
8. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги практической работы, отмечает успешные решения. Задает вопросы: “Какие трудности возникли при подключении светодиодов?”, “Какой режим световой индикации было сложнее всего реализовать?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о работе, оценивают свои достижения Осознание полученного практического опыта Регулятивные: оценка результатов Познавательные: обобщение опыта

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Завершить программирование световой индикации робота (если не успели на уроке)
  2. Подготовить описание принципов работы разработанной системы индикации

Повышенный уровень:

  1. Разработать дополнительные режимы световой индикации (например, аварийная сигнализация, индикация уровня заряда батареи)
  2. Предложить проект усовершенствования системы световой индикации (использование RGB-светодиодов, добавление плавного изменения яркости и т.д.)

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Качество монтажа светодиодов на роботе (1-5 баллов)
  • Правильность подключения светодиодов к контроллеру (1-5 баллов)
  • Функциональность программы световой индикации (1-5 баллов)
  • Соответствие световых сигналов режимам движения (1-5 баллов)
  • Оригинальность и эстетичность решения (0-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 20-25 баллов
  • “4” - 15-19 баллов
  • “3” - 10-14 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Принципы работы светодиодов и особенности их подключения
  • Роль токоограничивающих резисторов в схеме со светодиодами
  • Способы программирования световой индикации
  • Соответствие световых сигналов различным режимам движения робота

Уметь:

  • Правильно монтировать светодиоды на конструкцию робота
  • Подключать светодиоды к контроллеру с учетом полярности
  • Программировать световую индикацию для различных режимов движения
  • Отлаживать программу и устранять неисправности в подключении

Владеть:

  • Навыками работы с электронными компонентами
  • Приемами программирования периферийных устройств
  • Методами тестирования и отладки электронных схем
  • Технологией интеграции световой индикации в систему управления роботом

Дополнительные материалы к уроку:

  • Схемы подключения светодиодов к различным типам контроллеров
  • Примеры программ для управления светодиодами
  • Таблица соответствия световых сигналов режимам движения
  • Справочная информация о характеристиках различных типов светодиодов
  • Инструкция по расчету токоограничивающих резисторов