Skip to main content

Промышленные роботы, их классификация, назначение, использование

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Роботы в промышленности и производстве

Тема урока: Промышленные роботы, их классификация, назначение, использование

Цель урока: Сформировать у обучающихся целостное представление о промышленных роботах, их классификации, назначении и применении в различных отраслях производства.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные типы промышленных роботов и их особенности
  • Понимать принципы классификации промышленных роботов
  • Различать области применения промышленных роботов
  • Описывать конструктивные особенности и технические характеристики промышленных робототехнических систем

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение определять цели, планировать пути их достижения, оценивать правильность выполнения учебной задачи
  • Познавательные УУД: умение классифицировать, сравнивать, анализировать, делать выводы
  • Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать и отстаивать свою позицию

Личностные:

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники
  • Развитие осознанного отношения к выбору профессии в технической сфере
  • Воспитание ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основными типами промышленных роботов
  2. Изучить принципы классификации промышленных робототехнических систем
  3. Рассмотреть технические характеристики и функциональные возможности промышленных роботов
  4. Исследовать области применения промышленных роботов в различных отраслях
  5. Составить классификационную таблицу промышленных роботов

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с проектором и интерактивной доской
  • Презентация по теме “Промышленные роботы”
  • Видеоматериалы о работе промышленных роботов
  • Учебные макеты или 3D-модели промышленных манипуляторов
  • Раздаточный материал для составления классификационной таблицы
  • Робототехнические наборы для демонстрации принципов работы манипуляторов
  • Программное обеспечение для моделирования работы промышленных роботов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ-технологии, элементы геймификации

Межпредметные связи:

  • Физика: механика промышленных манипуляторов, кинематика движений, преобразование энергии
  • Математика: координатные системы промышленных роботов, математические модели движения
  • Информатика: алгоритмы управления промышленными роботами
  • Технология: производственные процессы с использованием робототехники
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный настрой на работу. Готовятся к уроку, занимают рабочие места. Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин) Демонстрирует короткий видеоролик о работе современного роботизированного производства. Задает вопросы: “Что вы знаете о промышленных роботах? Где вы могли видеть их применение? Как они отличаются от роботов, которые мы изучали ранее?” Смотрят видео, активно участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, делятся имеющимися знаниями. Актуализация знаний о видах роботов Познавательные: актуализация знаний, анализ информации.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
3. Постановка цели и задач урока (3 мин) Формулирует вместе с учениками цель и задачи урока. Объясняет значимость изучения промышленных роботов в современном мире. “Сегодня мы с вами станем настоящими специалистами по промышленной робототехнике и создадим классификационную таблицу промышленных роботов”. Участвуют в формулировке цели и задач урока. Фиксируют цель в тетради. Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: умение формулировать проблему
4. Изучение нового материала (15 мин) Проводит объяснение нового материала с использованием презентации:
1) История развития промышленных роботов
2) Основные типы промышленных роботов:
- Манипуляционные роботы
- Мобильные роботы
- Коллаборативные роботы
3) Структура промышленных роботов (манипулятор, приводы, система управления, рабочий инструмент)
4) Технические характеристики (грузоподъемность, точность, степени свободы, рабочая зона)
5) Применение промышленных роботов в различных отраслях

Демонстрирует на макетах или 3D-моделях принцип работы промышленных манипуляторов.
Слушают объяснение учителя, делают записи в тетрадях, задают уточняющие вопросы.

Зарисовывают основные элементы структуры промышленных роботов.

Наблюдают за демонстрацией и участвуют в анализе работы манипуляторов.
Знание основных типов промышленных роботов.

Понимание их структуры и технических характеристик.
Познавательные: восприятие новой информации, анализ, сравнение.

Коммуникативные: умение задавать вопросы
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с имитацией движений роботов-манипуляторов Выполняют физические упражнения Регулятивные: саморегуляция
6. Практическая работа: “Создание классификационной таблицы промышленных роботов” (15 мин) Организует работу в малых группах (по 3-4 человека).

Объясняет задание: создать классификационную таблицу промышленных роботов по типам, назначению и техническим характеристикам.

Раздает материалы с примерами различных промышленных роботов и их характеристиками.

Консультирует группы в процессе работы.
Работают в группах:
- Анализируют полученные материалы
- Обсуждают критерии классификации
- Заполняют таблицу
- Готовят краткое представление результатов
Умение классифицировать промышленные роботы по заданным признакам.

Понимание связи между конструкцией робота и его функциональным назначением.
Познавательные: классификация, систематизация, анализ.

Коммуникативные: работа в команде, распределение обязанностей.

Регулятивные: планирование деятельности, самоконтроль
7. Представление результатов практической работы (10 мин) Организует представление результатов работы групп.

Задает уточняющие вопросы, помогает сформулировать выводы.

Обобщает результаты, формирует единую классификационную таблицу.
Представляют результаты работы групп.

Объясняют принципы своей классификации.

Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.
Умение описывать и объяснять принципы классификации промышленных роботов. Коммуникативные: публичное выступление, аргументация своей позиции.

Познавательные: обобщение, формулирование выводов
8. Межпредметная связь с физикой и математикой (7 мин) Объясняет связь между устройством промышленных роботов и законами физики (механика движений, преобразование энергии).

Демонстрирует принципы работы с координатными системами промышленных роботов, простейшие математические модели движения.
Слушают объяснение учителя, устанавливают междисциплинарные связи.

Приводят примеры применения физических законов в работе промышленных роботов.
Понимание физических принципов работы промышленных роботов.

Осознание роли математики в программировании движений робота.
Познавательные: установление межпредметных связей, перенос знаний из одной области в другую
9. Тестовое задание для закрепления материала (5 мин) Проводит короткий интерактивный тест по изученному материалу с использованием системы электронного голосования или мобильных устройств. Отвечают на вопросы теста индивидуально.

Анализируют свои ответы.
Проверка усвоения основных понятий и классификации промышленных роботов. Регулятивные: самооценка, рефлексия.

Познавательные: применение полученных знаний
10. Заполнение прогностической карты “Будущее промышленной робототехники” (5 мин) Предлагает учащимся заполнить прогностическую карту: “Как изменится промышленность с развитием робототехники через 10 лет?” Заполняют прогностическую карту, предполагают развитие промышленной робототехники в будущем. Умение прогнозировать развитие промышленной робототехники. Познавательные: прогнозирование, выдвижение гипотез.

Личностные: осознание перспектив развития технологий
11. Подведение итогов урока и рефлексия (5 мин) Подводит итоги урока. Организует рефлексию с использованием техники “3-2-1”:
- 3 новых факта, которые узнали
- 2 вопроса, которые остались
- 1 сфера, где хотелось бы применить промышленных роботов
Участвуют в подведении итогов.

Заполняют рефлексивную карту “3-2-1”.

Делятся своими впечатлениями от урока.
Регулятивные: оценка результатов деятельности.

Познавательные: рефлексия способов деятельности.

Личностные: самооценка
12. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1) Обязательная часть: подготовить сообщение об одном из известных производителей промышленных роботов и его продукции
2) По желанию: создать 3D-модель или макет промышленного робота
3) Творческое задание: придумать и описать промышленного робота будущего для решения экологических проблем
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Регулятивные: планирование деятельности.

Познавательные: поиск информации

Дополнительные материалы:

Классификационная таблица промышленных роботов (шаблон):

Тип промышленного робота Конструктивные особенности Степени свободы Грузоподъемность Применение Примеры
Манипуляторы шарнирные
Манипуляторы SCARA
Декартовые роботы
Параллельные роботы
Коллаборативные роботы
Мобильные платформы

Критерии оценивания практической работы:

  • Полнота заполнения классификационной таблицы (0-3 балла)
  • Правильность классификации (0-3 балла)
  • Логичность и структурированность таблицы (0-2 балла)
  • Наличие примеров для каждого типа роботов (0-2 балла)

Глоссарий:

  • Промышленный робот - автоматическое устройство, состоящее из манипулятора и перепрограммируемого устройства управления, которое применяется для выполнения двигательных и управляющих функций в производственном процессе.
  • Манипулятор - механическая система, состоящая из звеньев, соединенных между собой кинематическими парами.
  • Степени свободы - количество независимых движений, которые может совершать робот.
  • Рабочая зона - пространство, в котором может находиться рабочий орган манипулятора.
  • Коллаборативный робот - робот, предназначенный для совместной работы с человеком в общем рабочем пространстве.

Дифференцированный подход:

  • Для учащихся с высоким уровнем подготовки: дополнительное задание по расчету рабочей зоны промышленного манипулятора
  • Для учащихся со средним уровнем: работа с готовыми шаблонами таблицы
  • Для учащихся с низким уровнем: заполнение таблицы по образцу с помощью учителя