Skip to main content

Датчики линии, назначение и функции

🎬 Открыть презентацию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Сенсорные системы роботов
Тема урока: Датчики линии, назначение и функции
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о принципах работы датчиков линии, их конструкции и правилах размещения на роботе через практическую деятельность по проектированию схемы размещения датчиков.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание принципов работы инфракрасных датчиков отражения
  • Понимание конструкции датчика линии и его функциональных особенностей
  • Умение определять оптимальное расположение датчиков линии на роботе
  • Навыки расчета расстояний между датчиками для различных задач следования по линии

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать размещение датчиков, оценивать эффективность их расположения
  • Познавательные УУД: умение анализировать физические принципы работы датчиков и их влияние на точность определения линии
  • Коммуникативные УУД: умение обосновывать выбор конфигурации датчиков, работать в группе при проектировании

Личностные:

  • Развитие логического и инженерного мышления
  • Формирование понимания взаимосвязи физических явлений и технических решений
  • Воспитание внимательности и точности при проектировании технических систем

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Изучить принцип работы инфракрасного датчика отражения
  • Рассмотреть конструкцию датчика линии и его компоненты
  • Познакомить с различными схемами расположения датчиков для следования по линии

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать работу технических устройств
  • Формировать навыки проектирования оптимальных конфигураций сенсорных систем
  • Развивать способность к расчету технических параметров на основе физических закономерностей

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру технического мышления
  • Формировать ответственное отношение к проектированию технических систем
  • Развивать навыки командной работы при решении инженерных задач

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Презентация по теме “Датчики линии в робототехнике”
  • Демонстрационные образцы датчиков линии разных типов
  • Робототехническая платформа с возможностью установки датчиков линии
  • Линейки, штангенциркули для измерений
  • Образцы трасс для следования по линии разной ширины и конфигурации
  • Листы бумаги формата А3, карандаши, линейки для проектирования схем
  • Таблицы с характеристиками различных типов датчиков линии

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Практико-ориентированное обучение
  • Проектная деятельность

Межпредметные связи:

  • Физика: Отражение света от поверхностей разного цвета, спектр видимого излучения, инфракрасное излучение, коэффициенты отражения
  • Математика: Пороговые значения, цифровой и аналоговый сигнал, калибровка, расчет оптимальных расстояний
  • Информатика: Обработка сигналов с датчиков, алгоритмы следования по линии
  • Черчение: Разработка схемы размещения датчиков, масштабирование

Основные понятия: Датчик линии, инфракрасный датчик отражения, эмиттер, фототранзистор, фоторезистор, контрастность, порог срабатывания, калибровка, цифровой сигнал, аналоговый сигнал, компаратор, мультидатчик, альбедо поверхности

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный настрой. Готовятся к уроку, занимают рабочие места - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует видео соревнований роботов, следующих по линии. Задает вопросы: “Каким образом робот определяет, где проходит линия?”, “Почему одни роботы движутся плавно, а другие постоянно виляют?”. Подводит к теме урока. Смотрят видео, высказывают предположения о способах определения линии роботом, участвуют в формулировании темы и цели урока Актуализация знаний о необходимости отслеживания линии в робототехнике Познавательные: мотивация к изучению темы Коммуникативные: участие в диалоге
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Как человек различает цвета?”, “Почему черный цвет поглощает свет, а белый отражает?”, “Что такое инфракрасное излучение?”. Фиксирует ответы на доске. Отвечают на вопросы, вспоминают материал из курса физики об отражении света, обсуждают различия в отражении света от поверхностей разного цвета Актуализация знаний из физики о свойствах света и его отражении от разных поверхностей Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: формулирование мыслей
4. Изучение нового материала (15 мин) Объясняет устройство и принцип работы инфракрасного датчика отражения, используя презентацию и демонстрационные образцы: 1) Конструкция датчика (ИК-светодиод и фототранзистор) 2) Физический принцип работы (отражение ИК-излучения от поверхности) 3) Различие между аналоговыми и цифровыми датчиками линии 4) Влияние внешних факторов на работу датчика Демонстрирует работу датчика на разных поверхностях, показывает изменение показаний при различной высоте установки. Слушают, делают записи, зарисовывают схему устройства датчика линии. Наблюдают за демонстрацией, задают вопросы. Формирование знаний о принципах работы датчиков линии и их конструкционных особенностях Познавательные: усвоение новой информации, установление причинно-следственных связей между физическими явлениями и работой датчика
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит динамическую паузу с имитацией движения робота по линии и реакций на повороты. Выполняют физические упражнения, имитируя движение робота - Регулятивные: переключение внимания
6. Изучение принципов размещения датчиков (8 мин) Рассказывает о различных схемах размещения датчиков линии на роботе: 1) Один датчик (простое определение наличия линии) 2) Два датчика (определение положения относительно края линии) 3) Массив датчиков (точное определение положения и конфигурации линии) Объясняет зависимость между расстоянием между датчиками и шириной линии. Слушают объяснение, задают вопросы, записывают формулы для расчета оптимального расстояния между датчиками в зависимости от ширины линии Понимание принципов размещения датчиков линии для различных задач Познавательные: анализ информации, систематизация
7. Практическая работа (15 мин) Организует групповую работу. Делит класс на группы по 3-4 человека. Задание: “Разработать схему размещения датчиков линии на роботе для эффективного следования по линии”. Задает параметры: тип соревнований (следование по линии с перекрестками), ширина линии, скорость движения. Предоставляет шаблоны для проектирования. Консультирует группы в процессе работы. Работают в группах, проектируют схему размещения датчиков, рассчитывают оптимальные расстояния между ними с учетом ширины линии и задачи. Выполняют чертеж на листе формата А3 с указанием размеров и пояснениями. Умение проектировать оптимальную конфигурацию датчиков линии, рассчитывать расстояния между ними Регулятивные: планирование работы Познавательные: применение знаний Коммуникативные: работа в группе
8. Представление результатов (8 мин) Организует защиту проектов. Задает уточняющие вопросы: “Почему выбрано именно такое количество датчиков?”, “Как рассчитывалось расстояние между датчиками?”, “Какие преимущества даст такое расположение?” Представители групп демонстрируют свои схемы, объясняют принципы размещения датчиков, аргументируют выбор конфигурации, отвечают на вопросы Умение обосновывать выбор технического решения Коммуникативные: презентация результатов работы Познавательные: аргументация
9. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Подводит итоги урока, задает вопросы: “Что нового вы узнали на уроке?”, “Какие факторы влияют на эффективность работы датчиков линии?”, “Какая конфигурация датчиков оказалась наиболее оптимальной и почему?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке Осознание полученных знаний и их практической значимости Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Составить схему подключения датчика линии к контроллеру робота
  2. Подготовить краткий конспект о различиях между аналоговыми и цифровыми датчиками линии

Повышенный уровень:

  1. Разработать схему размещения датчиков линии для робота, участвующего в соревнованиях “Кегельринг”
  2. Исследовать влияние освещенности на работу датчиков линии и подготовить краткий отчет

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы (схемы размещения датчиков):

  • Обоснованность выбора количества и типа датчиков (1-5 баллов)
  • Корректность расчета расстояний между датчиками (1-5 баллов)
  • Оптимальность расположения датчиков для решения поставленной задачи (1-5 баллов)
  • Качество выполнения схемы, точность размеров (1-5 баллов)
  • Аргументированность защиты проекта (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Принципы работы инфракрасного датчика отражения
  • Конструкцию и компоненты датчика линии
  • Физические основы отражения света от поверхностей разного цвета
  • Основные схемы размещения датчиков для следования по линии

Уметь:

  • Анализировать эффективность различных конфигураций датчиков
  • Рассчитывать оптимальные расстояния между датчиками в зависимости от ширины линии
  • Проектировать схему размещения датчиков для решения конкретной задачи
  • Учитывать физические факторы при проектировании сенсорных систем

Владеть:

  • Навыками технического проектирования сенсорных систем
  • Способностью применять знания из физики и математики для решения технических задач
  • Умением обосновывать технические решения

Дополнительные материалы к уроку:

  • Технические характеристики различных моделей датчиков линии
  • Схемы подключения датчиков к различным контроллерам
  • Формулы для расчета оптимального расстояния между датчиками
  • Примеры конфигураций датчиков для различных соревнований роботов
  • Образцы трасс для соревнований по следованию по линии