Skip to main content

28. Испытание модели робота. Подготовка проекта к защите

🎬 Открыть презентацию

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:

Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Испытание модели робота. Подготовка проекта к защите
Цель урока: Сформировать у обучающихся навыки проведения испытаний робототехнической модели, статистической обработки результатов и подготовки проекта к защите.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие критического мышления и объективности в оценке результатов своей работы; формирование ответственного отношения к итоговому представлению проекта; воспитание настойчивости в преодолении технических трудностей.
  • Предметные: овладение методикой испытания робототехнических моделей; формирование навыков статистической обработки результатов; понимание принципов выявления и устранения недостатков в работе робота; освоение основ подготовки презентации технического проекта.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: развитие умения планировать и проводить эксперимент; формирование навыков анализа результатов и внесения корректировок на основе полученных данных.
    • Коммуникативные УУД: развитие умения представлять результаты работы в наглядной форме; формирование навыков подготовки доклада для защиты проекта.
    • Познавательные УУД: развитие умения анализировать экспериментальные данные; формирование навыков выявления закономерностей и формулирования выводов.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Научить методике проведения испытаний робототехнической модели
  2. Сформировать навыки статистической обработки результатов испытаний
  3. Развить умение выявлять и устранять недостатки в конструкции и программе робота
  4. Обучить основным принципам подготовки презентации технического проекта
  5. Обеспечить готовность проектов к итоговой защите

Тип урока: практическая работа с элементами исследования

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Функционирующие модели роботов, созданные учащимися
  • Компьютеры с установленной средой программирования и программами для обработки данных (Excel или аналоги)
  • Программы для создания презентаций (PowerPoint или аналоги)
  • Измерительные приборы (секундомеры, линейки, весы)
  • Тестовые полигоны с различными условиями для испытаний роботов
  • Рабочие листы для записи результатов испытаний
  • Шаблоны для статистической обработки данных
  • Шаблоны презентаций проекта
  • Видеокамера для записи испытаний
  • Инструменты для внесения корректировок в конструкцию

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: проектное обучение, исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества.

Межпредметные связи:

  • Физика: проведение серии экспериментов по проверке работоспособности, анализ физических характеристик робота
  • Математика: статистическая обработка результатов испытаний, построение графиков, расчёт погрешностей

Основные понятия: испытание модели, тестирование, статистическая обработка, среднее значение, погрешность измерения, выборка данных, презентация проекта, выявление недостатков, оптимизация, защита проекта.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность групп к уроку, наличие функционирующих моделей роботов и необходимого оборудования. Готовятся к уроку, проверяют оборудование, включают компьютеры, тестируют работоспособность роботов. Психологическая готовность к занятию
2. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы о текущем состоянии проектов: “На каком этапе находится ваш проект?”, “Какие функции робота требуют проверки?”, “Какие параметры работы робота нужно измерить?” Отвечают на вопросы, характеризуют текущее состояние своих проектов, определяют параметры, которые необходимо проверить. Актуализация знаний о проекте и задачах испытаний
3. Постановка цели и задач урока (3 мин) Формулирует цель и задачи урока: провести испытания модели робота, обработать полученные результаты и подготовить проект к защите. Осмысливают цель урока, задают уточняющие вопросы, определяют личные цели для своего проекта. Понимание целей и задач урока
4. Объяснение методики проведения испытаний (8 мин) Объясняет принципы организации испытаний робототехнических моделей: необходимость многократных испытаний, контроль условий эксперимента, документирование результатов. Демонстрирует пример проведения испытаний. Слушают объяснение, делают заметки о методике проведения испытаний, готовят формы для записи результатов. Понимание методики проведения испытаний
5. Межпредметная связь с физикой: планирование экспериментов (7 мин) Объясняет принципы планирования экспериментов, обращает внимание на необходимость изменения только одного параметра при каждой серии испытаний, рассказывает о контроле внешних условий. Планируют серию экспериментов для своего робота, определяют параметры для измерения и условия проведения испытаний. Применение научного подхода к проведению экспериментов
6. Практическая работа: проведение испытаний модели (20 мин) Организует проведение испытаний моделей роботов. Консультирует группы, помогает в организации экспериментов, обращает внимание на необходимость многократного повторения измерений. Проводят серию испытаний своих роботов в различных условиях, измеряют заданные параметры (скорость, точность выполнения задач, энергопотребление), записывают результаты в таблицы. Формирование навыков проведения экспериментов и сбора данных
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с элементами двигательной активности. Выполняют физические упражнения, снимают напряжение. Снятие физического напряжения
8. Межпредметная связь с математикой: статистическая обработка результатов (10 мин) Объясняет методы статистической обработки экспериментальных данных: расчёт среднего значения, стандартного отклонения, погрешности измерения. Демонстрирует применение формул в Excel. Обрабатывают полученные экспериментальные данные, вычисляют средние значения и погрешности, строят графики зависимостей. Применение математических методов для обработки экспериментальных данных
9. Практическая работа: анализ результатов испытаний (10 мин) Организует анализ полученных результатов, предлагает группам выявить закономерности, определить сильные и слабые стороны модели робота. Анализируют результаты испытаний, выявляют закономерности, определяют достоинства и недостатки своей модели, формулируют выводы. Развитие аналитического мышления
10. Выявление и устранение недостатков (15 мин) Консультирует группы по выявлению и устранению недостатков в конструкции или программе робота. Предлагает стратегии оптимизации работы робота. Выявляют недостатки в работе своих роботов, вносят необходимые коррективы в конструкцию или программу, проводят контрольные испытания для проверки эффективности изменений. Формирование навыков технической оптимизации
11. Объяснение принципов подготовки презентации проекта (7 мин) Объясняет структуру и содержание презентации технического проекта, акцентирует внимание на необходимости включения целей проекта, описания конструкции, алгоритма работы, результатов испытаний и выводов. Слушают объяснение, делают заметки о структуре презентации, задают вопросы о формате представления информации. Понимание принципов подготовки презентации
12. Практическая работа: создание презентации проекта (20 мин) Организует работу по созданию презентаций проектов, консультирует группы по оформлению слайдов, включению графиков и таблиц результатов испытаний. Работают над созданием презентации своего проекта, включают описание робота, алгоритм работы, фотографии, таблицы и графики результатов испытаний. Формирование навыков создания презентаций технических проектов
13. Подготовка к защите проекта (10 мин) Объясняет правила защиты проекта, распределяет роли в команде при защите, даёт рекомендации по выступлению. Готовятся к защите проекта, распределяют роли в команде, репетируют выступление, готовят демонстрацию работы робота. Подготовка к публичной защите проекта
14. Предварительная защита (мини-презентация) (12 мин) Организует предварительную защиту проектов, даёт обратную связь, указывает на моменты, требующие доработки. Проводят мини-презентацию своего проекта, демонстрируют работу робота, отвечают на вопросы, получают обратную связь. Развитие навыков публичного выступления
15. Доработка презентаций на основе обратной связи (7 мин) Консультирует группы по доработке презентаций с учётом полученной обратной связи. Вносят коррективы в презентации, учитывая полученные замечания и рекомендации. Развитие навыков совершенствования работы на основе обратной связи
16. Рефлексия (3 мин) Предлагает учащимся оценить готовность своего проекта к защите по критериям: функциональность робота, качество презентации, готовность к ответам на вопросы. Оценивают готовность своего проекта к защите, выявляют аспекты, требующие дополнительной подготовки. Развитие навыков самооценки и рефлексии
17. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание: 1) Завершить подготовку презентации; 2) Подготовиться к защите проекта; 3) Продумать ответы на возможные вопросы. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы, распределяют задачи внутри группы для подготовки к защите. Понимание домашнего задания
18. Подведение итогов урока (3 мин) Обобщает результаты работы групп, отмечает прогресс в проектах, напоминает о дате и формате итоговой защиты проектов. Слушают подведение итогов, задают организационные вопросы о защите проектов. Осознание результатов урока

Диагностика результатов:

  1. Оценка качества проведения испытаний (методичность, систематичность, полнота)
  2. Анализ корректности статистической обработки результатов (правильность расчётов, наглядность представления)
  3. Оценка выявленных недостатков и способов их устранения
  4. Качество подготовленной презентации проекта (структура, содержание, наглядность)
  5. Оценка предварительной защиты проекта (чёткость изложения, владение материалом)
  6. Готовность проекта к итоговой защите
  7. Командное взаимодействие при подготовке к защите проекта