Skip to main content

Алгоритмы регулирования скорости движения

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Алгоритмы регулирования скорости движения
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о принципах регулирования скорости движения роботов и разработки блок-схемы работы пропорционального регулятора.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание принципов пропорционального регулирования
  • Понимание различий между типами регуляторов (пропорциональный, интегральный, дифференциальный)
  • Умение составлять блок-схему работы пропорционального регулятора
  • Представление о влиянии регуляторов на плавность движения робота

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение анализировать отклонения от заданных параметров, вносить корректировки в систему
  • Познавательные УУД: умение устанавливать математические зависимости между входными и выходными параметрами системы
  • Коммуникативные УУД: умение точно формулировать алгоритмы и представлять их в виде блок-схем

Личностные:

  • Развитие аналитического мышления
  • Формирование понимания необходимости точной настройки систем
  • Воспитание внимательности и аккуратности при разработке алгоритмов

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с принципами работы регуляторов скорости
  • Изучить различные типы регуляторов и их применение
  • Сформировать понимание математических основ пропорционального регулирования

Развивающие:

  • Развивать навыки алгоритмического мышления
  • Формировать умение представлять алгоритмы в виде блок-схем
  • Развивать способность анализировать поведение системы и вносить корректировки

Воспитательные:

  • Воспитывать системный подход к решению технических задач
  • Формировать понимание важности точности в инженерных расчетах
  • Развивать культуру технического мышления

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Презентация по теме “Алгоритмы регулирования скорости движения”
  • Робототехнические наборы для демонстрации (опционально)
  • Программное обеспечение для построения блок-схем
  • Раздаточный материал с примерами регуляторов
  • Графики поведения различных типов регуляторов
  • Рабочие листы для практического задания

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Практико-ориентированное обучение
  • Работа в малых группах

Межпредметные связи:

  • Математика: Пропорциональное регулирование, вычисление отклонений, интегралы и производные, обработка рядов данных
  • Физика: Ускорение, замедление, равномерное движение, инерция, трение, преобразование энергии
  • Информатика: Алгоритмизация, блок-схемы, циклы, условные операторы, обработка данных
  • Технология: Управление двигателями, обратная связь в технических системах

Основные понятия: Регулирование скорости, пропорциональный регулятор (P-регулятор), интегральный регулятор (I-регулятор), дифференциальный регулятор (D-регулятор), ПИД-регулирование, обратная связь, ошибка регулирования, коэффициент пропорциональности, отклонение, целевое значение, фактическое значение, петля регулирования

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный настрой. Готовятся к уроку, занимают рабочие места - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует видеофрагменты движения роботов: один движется рывками, резко ускоряясь и тормозя, другой - плавно и равномерно. Задает вопросы: “В чем отличие движения этих роботов?”, “Почему важна плавность движения?”, “Как можно добиться плавного движения?” Смотрят видео, отвечают на вопросы, высказывают предположения, участвуют в формулировании темы и цели урока Актуализация представлений о важности плавного регулирования скорости Познавательные: мотивация к изучению темы Коммуникативные: участие в диалоге
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Что такое скорость?”, “Как мы управляем скоростью двигателей роботов?”, “Что происходит при резком изменении скорости?”, “Как человек регулирует скорость при ходьбе или беге?” Отвечают на вопросы, вспоминают материал из курсов физики и математики, обсуждают примеры регулирования скорости из повседневной жизни Актуализация знаний о скорости и управлении движением Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: формулирование мыслей
4. Изучение нового материала (15 мин) Объясняет принципы регулирования скорости движения, сопровождая рассказ презентацией: 1) Проблемы прямого управления скоростью (резкие изменения, неточность) 2) Концепция обратной связи в системах управления 3) Принципы пропорционального регулирования: - Измерение текущей скорости - Вычисление отклонения от заданной скорости - Внесение корректировок пропорционально отклонению 4) Типы регуляторов: - Пропорциональный (P) регулятор - Интегральный (I) компонент - накопление ошибки - Дифференциальный (D) компонент - учет скорости изменения 5) Комбинированные регуляторы: PI, PD, PID Демонстрирует графики работы различных регуляторов, обращая внимание на характер реакции системы. Слушают объяснения, делают записи, изучают графики поведения различных регуляторов, задают уточняющие вопросы Формирование знаний о принципах регулирования скорости и типах регуляторов Познавательные: усвоение новой информации, установление причинно-следственных связей
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу, имитирующую различные типы движения (резкое, плавное). Выполняют физические упражнения, имитируя разные типы движения - Регулятивные: переключение внимания
6. Демонстрация работы регуляторов (8 мин) Демонстрирует работу различных регуляторов на примере робототехнической системы или с помощью компьютерной симуляции. Показывает: 1) Реакцию системы без регулятора 2) Работу пропорционального регулятора с разными коэффициентами 3) Поведение системы с ПИД-регулятором Комментирует особенности каждого типа регулирования. Наблюдают за демонстрацией, делают заметки, задают вопросы, обсуждают наблюдаемые эффекты Понимание влияния различных регуляторов на поведение системы Познавательные: наблюдение, сравнение, анализ
7. Построение блок-схемы работы пропорционального регулятора (15 мин) Объясняет структуру блок-схемы пропорционального регулятора: 1) Блок задания целевой скорости 2) Блок измерения текущей скорости 3) Блок вычисления ошибки (отклонения) 4) Блок расчета управляющего воздействия 5) Блок корректировки мощности двигателей Демонстрирует пример блок-схемы, поясняет логику работы алгоритма. Изучают пример блок-схемы, разбирают логику работы пропорционального регулятора, делают заметки о структуре и компонентах схемы Понимание структуры и принципа работы пропорционального регулятора Познавательные: системный анализ, моделирование
8. Практическая работа (15 мин) Организует работу в парах или малых группах. Задание: “Разработать блок-схему работы пропорционального регулятора скорости для робота, движущегося по прямой линии”. Раздает рабочие листы с шаблоном блок-схемы. Консультирует учащихся в процессе работы, обращает внимание на необходимость учета всех компонентов регулятора. Работают в парах/группах: разрабатывают блок-схему пропорционального регулятора, детализируют алгоритм работы, обозначают входные и выходные параметры каждого блока, описывают взаимосвязи между компонентами Умение разрабатывать блок-схему работы пропорционального регулятора Регулятивные: планирование работы Познавательные: построение моделей Коммуникативные: работа в паре/группе
9. Представление и обсуждение результатов (10 мин) Организует представление результатов работы групп. Задает уточняющие вопросы: “Что происходит при слишком высоком коэффициенте пропорциональности?”, “Как можно улучшить работу вашего регулятора?”, “Какие проблемы остаются нерешенными в пропорциональном регуляторе?” Представляют разработанные блок-схемы, объясняют принцип работы своего решения, отвечают на вопросы, анализируют возможные проблемы и способы их решения Умение анализировать работу регуляторов и выявлять их ограничения Коммуникативные: представление результатов, аргументация Познавательные: критический анализ
10. Обсуждение практического применения (5 мин) Организует обсуждение применения различных типов регуляторов в реальных робототехнических системах. Приводит примеры: стабилизация дронов, круиз-контроль в автомобилях, балансирующие роботы. Участвуют в обсуждении, приводят свои примеры систем с регуляторами, предлагают сценарии применения изученных алгоритмов Понимание практической значимости регуляторов в робототехнике Познавательные: применение знаний в новых контекстах Коммуникативные: участие в дискуссии
11. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги урока, задает вопросы: “Что нового вы узнали о регулировании скорости?”, “Какие преимущества дает использование пропорционального регулятора?”, “В каких случаях необходимы более сложные регуляторы?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке Систематизация знаний о регуляторах скорости движения Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Составить блок-схему работы пропорционального регулятора для конкретной задачи (например, поддержание заданной скорости при движении робота на подъем)
  2. Подготовить краткое описание ситуаций, когда пропорциональное регулирование дает хорошие результаты, а когда нет

Повышенный уровень:

  1. Разработать блок-схему работы ПИД-регулятора с описанием функций каждого компонента
  2. Исследовать и подготовить сообщение о применении регуляторов скорости в реальных технических системах (например, в беспилотных автомобилях или промышленных роботах)

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания блок-схемы пропорционального регулятора:

  • Правильность структуры алгоритма (1-5 баллов)
  • Корректность обозначения входных и выходных параметров (1-5 баллов)
  • Учет всех необходимых элементов регулирования (1-5 баллов)
  • Логическая связность компонентов схемы (1-5 баллов)
  • Понимание принципа работы регулятора (при защите схемы) (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Принципы регулирования скорости движения роботов
  • Особенности различных типов регуляторов (P, I, D)
  • Структуру и компоненты пропорционального регулятора
  • Способы представления алгоритмов управления в виде блок-схем

Уметь:

  • Составлять блок-схему работы пропорционального регулятора
  • Анализировать поведение системы с различными типами регуляторов
  • Определять подходящий тип регулятора для конкретной задачи
  • Выявлять возможные проблемы в системах регулирования

Владеть:

  • Навыками разработки алгоритмов регулирования
  • Пониманием математических основ работы регуляторов
  • Способностью анализировать влияние параметров регулятора на поведение системы

Дополнительные материалы к уроку:

  • Примеры блок-схем различных регуляторов
  • Графики поведения систем с разными типами регуляторов
  • Шаблоны для построения блок-схем
  • Таблица сравнения различных типов регуляторов
  • Справочная информация о настройке параметров регуляторов
  • Примеры применения регуляторов в реальных робототехнических системах