Skip to main content

15. Промышленные робототехнические комплексы и производственные линии

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Промышленная робототехника

Тема урока: 15. Промышленные робототехнические комплексы и производственные линии

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о структуре и принципах работы промышленных робототехнических комплексов и автоматизированных производственных линий.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать структуру и компоненты промышленных робототехнических комплексов
  • Понимать принципы взаимодействия роботов между собой и с другими элементами производственной линии
  • Уметь анализировать процессы синхронизации работы автоматизированных систем
  • Владеть представлением о информационных и материальных потоках в производственных комплексах

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение моделировать сложные технические системы, анализировать производственные процессы
  • Познавательные УУД: развитие системного мышления, понимание принципов автоматизации производства
  • Коммуникативные УУД: умение объяснять технологические процессы, работать в группе при создании схем

Личностные:

  • Формирование представления о современных промышленных технологиях
  • Развитие интереса к инженерной деятельности и автоматизированным системам
  • Понимание значения робототехники для развития промышленности

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием и структурой промышленных робототехнических комплексов
  2. Рассмотреть принципы взаимодействия промышленных роботов в производственных линиях
  3. Изучить методы синхронизации работы автоматизированных систем
  4. Проанализировать информационные и материальные потоки в производственных комплексах
  5. Разработать схему типового промышленного робототехнического комплекса

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с проектором и интерактивной доской
  • Презентация по теме “Промышленные робототехнические комплексы”
  • Видеоматериалы о работе автоматизированных производственных линий
  • Макеты или демонстрационные модели промышленных роботов (при наличии)
  • Программное обеспечение для создания схем и диаграмм
  • Раздаточный материал с примерами схем производственных линий
  • Карточки с заданиями для групповой работы

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проблемное обучение, работа в малых группах, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии

Межпредметные связи:

  • Физика: автоматизированные производственные процессы, преобразование энергии в технологических линиях, механика промышленных манипуляторов
  • Математика: моделирование производственных процессов, расчет оптимальных параметров работы конвейера, оптимизация производственного цикла
  • Информатика: системы управления производством, протоколы связи промышленного оборудования
  • Технология: производственные процессы, технологические карты, организация производства
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Готовятся к уроку, занимают рабочие места. Регулятивные: самоорганизация
2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин) Демонстрирует видеоролик о современном автоматизированном производстве с роботизированными линиями.

Задает вопросы:
- Что вы знаете о промышленных роботах?
- Где в повседневной жизни вы сталкиваетесь с продукцией, созданной на роботизированных линиях?
- Чем отличаются промышленные роботы от изученных нами ранее?
Просматривают видеоролик.

Отвечают на вопросы, делятся имеющимися знаниями о промышленных роботах и автоматизированных производствах.

Приводят примеры товаров, создаваемых роботизированными системами.
Актуализация знаний о промышленной робототехнике. Познавательные: установление связи между робототехникой и реальным производством.

Коммуникативные: участие в диалоге.
3. Целеполагание (3 мин) Формулирует вместе с учащимися цель урока: “Сегодня мы изучим промышленные робототехнические комплексы и производственные линии, их структуру, принципы работы и взаимодействия компонентов”.

Акцентирует внимание на практическом результате урока – создании схемы типового промышленного робототехнического комплекса.
Участвуют в формулировке цели урока.

Осознают практическую значимость изучаемой темы.
Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: понимание практической значимости материала.
4. Изучение нового материала: структура промышленных робототехнических комплексов (10 мин) Объясняет с использованием презентации основные понятия и структуру промышленных робототехнических комплексов:

1. Определение промышленного робототехнического комплекса (ПРК)
2. Основные компоненты ПРК:
- Промышленные роботы-манипуляторы
- Транспортные системы (конвейеры)
- Станки с ЧПУ
- Системы технического зрения
- Системы управления
- Датчики и сенсоры

3. Типы промышленных роботов по назначению:
- Погрузочно-разгрузочные
- Сборочные
- Сварочные
- Покрасочные
- Контрольно-измерительные

4. Степени свободы промышленных манипуляторов
Воспринимают новую информацию.

Делают записи в тетрадях.

Зарисовывают основные схемы.

Задают уточняющие вопросы.
Знание структуры и компонентов промышленных робототехнических комплексов.

Понимание функционального назначения различных типов промышленных роботов.
Познавательные: восприятие и осмысление новой информации, структурирование знаний.

Коммуникативные: формулирование вопросов.
5. Изучение нового материала: взаимодействие роботов в производственных линиях (10 мин) Рассказывает о принципах взаимодействия роботов между собой и с другими элементами производственной линии:

1. Концепция производственной линии
2. Материальные потоки на производстве:
- Движение сырья и комплектующих
- Промежуточные продукты
- Готовая продукция
- Отходы и брак

3. Информационные потоки:
- Система управления производством
- Протоколы обмена данными
- Обратная связь от датчиков
- Мониторинг работы оборудования

4. Синхронизация работы автоматизированных систем:
- Временная синхронизация
- Событийная синхронизация
- Конвейерная организация работы

Межпредметная связь с физикой подчеркивается при объяснении производственных процессов и преобразования энергии.
Слушают объяснение учителя.

Записывают основные понятия и принципы взаимодействия.

Анализируют схемы информационных и материальных потоков.

Устанавливают связь с изученным материалом по физике.
Понимание принципов взаимодействия компонентов производственной линии.

Представление об информационных и материальных потоках.

Знание методов синхронизации работы автоматизированных систем.
Познавательные: анализ процессов, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: выявление закономерностей в работе систем.
6. Изучение нового материала: примеры промышленных робототехнических комплексов (8 мин) Демонстрирует видеоматериалы и примеры реальных промышленных робототехнических комплексов различных отраслей:

1. Автомобильная промышленность (сборочные линии)
2. Электронная промышленность (сборка печатных плат)
3. Пищевая промышленность (упаковка продуктов)
4. Фармацевтика (сортировка и упаковка лекарств)

Для каждого примера обращает внимание на:
- Специфику технологического процесса
- Особенности используемых роботов
- Способы синхронизации работы

Межпредметная связь с математикой подчеркивается при рассмотрении оптимизации производственных процессов.
Просматривают видеоматериалы.

Анализируют работу различных производственных линий.

Отмечают особенности каждого типа производства.

Устанавливают связь с математическими методами моделирования и оптимизации.
Знание примеров промышленных робототехнических комплексов в различных отраслях.

Понимание специфики различных производственных процессов.
Познавательные: сравнение, классификация, обобщение.

Личностные: формирование представления о современных технологиях производства.
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку, имитирующую движения промышленных роботов-манипуляторов. Выполняют физические упражнения, имитируя движения промышленных роботов. Регулятивные: саморегуляция.
8. Инструктаж для практической работы (5 мин) Объясняет задание для групповой практической работы:
“Разработка схемы типового промышленного робототехнического комплекса с указанием информационных и материальных потоков”.

Предлагает несколько вариантов производственных процессов на выбор:
1. Сборка электронного устройства
2. Упаковка продукции
3. Обработка деталей
4. Сортировка объектов

Объясняет требования к схеме:
- Изображение всех компонентов производственной линии
- Указание материальных потоков (стрелки одного цвета)
- Указание информационных потоков (стрелки другого цвета)
- Обозначение точек синхронизации
- Описание функций каждого робота/элемента

Делит класс на группы по 3-4 человека.
Слушают инструкции.

Формируют рабочие группы.

Выбирают вариант производственного процесса для разработки.

Задают уточняющие вопросы по заданию.
Регулятивные: принятие учебной задачи.

Коммуникативные: организация работы в группе.
9. Практическая работа: разработка схемы (20 мин) Консультирует группы в процессе работы.

Задает наводящие вопросы для стимулирования мышления:
- Каков порядок операций в выбранном процессе?
- Какие типы роботов необходимы на каждом этапе?
- Как организовать передачу материалов между этапами?
- Какие данные необходимо передавать для синхронизации?

Обращает внимание на необходимость учета физических процессов и математической оптимизации.
Работают в группах над созданием схемы типового промышленного робототехнического комплекса:

- Анализируют выбранный производственный процесс
- Определяют необходимые компоненты (роботы, конвейеры, датчики)
- Выстраивают последовательность операций
- Отображают материальные потоки
- Обозначают информационные потоки
- Указывают точки синхронизации
- Описывают функции каждого компонента
- Оформляют схему с использованием условных обозначений
Умение проектировать структуру промышленного робототехнического комплекса.

Навыки анализа материальных и информационных потоков.

Понимание принципов синхронизации автоматизированных систем.
Познавательные: моделирование, проектирование, структурирование информации.

Регулятивные: планирование, самоконтроль.

Коммуникативные: распределение ролей, согласование действий.
10. Представление результатов работы групп (15 мин) Организует представление результатов работы групп.

Предлагает каждой группе кратко представить свою схему.

Задает вопросы по представленным схемам:
- Каковы основные этапы производственного процесса?
- Как организовано взаимодействие между роботами?
- Какие точки синхронизации предусмотрены?
- С какими трудностями может столкнуться данная система?

Отмечает сильные стороны каждого проекта и возможные области улучшения.
Представляют разработанные схемы.

Объясняют принципы работы спроектированного комплекса.

Описывают материальные и информационные потоки.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в обсуждении проектов других групп.
Умение представлять и объяснять разработанную схему промышленного робототехнического комплекса.

Навыки анализа эффективности производственных процессов.
Коммуникативные: публичное выступление, аргументация.

Познавательные: анализ, обобщение.

Личностные: уверенность при представлении результатов.
11. Обобщение и систематизация знаний (5 мин) Организует обобщающую беседу по изученному материалу:
- Какие основные компоненты входят в промышленный робототехнический комплекс?
- Как организуется взаимодействие между роботами и другими элементами производственной линии?
- Какие типы потоков существуют в производственных системах?
- Какие методы синхронизации применяются в автоматизированных линиях?

Помогает сформулировать общие принципы организации промышленных робототехнических комплексов.
Участвуют в обобщающей беседе.

Формулируют основные принципы организации промышленных робототехнических комплексов.

Устанавливают взаимосвязи между компонентами производственной системы.
Систематизация знаний о промышленных робототехнических комплексах.

Понимание принципов организации производственных линий.
Познавательные: обобщение, структурирование знаний.

Коммуникативные: формулирование выводов.
12. Контроль и самопроверка знаний (5 мин) Проводит короткий тест по изученному материалу:
- Определение компонентов системы по их функциям
- Соотнесение типов роботов с выполняемыми задачами
- Установление последовательности операций в производственной линии
Выполняют тестовые задания.

Осуществляют взаимопроверку результатов.
Знание основных понятий темы.

Умение классифицировать компоненты промышленных робототехнических комплексов.
Регулятивные: самоконтроль, взаимоконтроль.
13. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Организует рефлексию с использованием метода “Три М”:
- Что мне запомнилось? (Memorable)
- Что меня заинтересовало? (Meaningful)
- Что я хотел бы узнать подробнее? (More)

Подводит итоги урока.

Оценивает работу групп.
Участвуют в рефлексии.

Анализируют полученные знания и свою работу на уроке.

Высказывают свое мнение о значимости изученного материала.
Регулятивные: оценка собственной деятельности.

Личностные: осознание значимости изученного материала.
14. Домашнее задание (5 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Обязательная часть: подготовить описание реально существующего промышленного робототехнического комплекса с указанием используемых технологий и принципов работы
2. Творческое задание (по желанию): разработать проект автоматизации какого-либо школьного или бытового процесса с использованием принципов промышленной робототехники
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Классификация промышленных роботов:

По типу производственного процесса:

  1. Технологические роботы - выполняют основные производственные операции (сварка, окраска, сборка)
  2. Вспомогательные роботы - обслуживают основное оборудование (загрузка/выгрузка, перемещение)
  3. Универсальные роботы - могут переналаживаться для различных операций

По степени мобильности:

  1. Стационарные - закреплены на одном месте
  2. Мобильные - могут перемещаться в производственном пространстве

По системе управления:

  1. Программные - работают по жесткой программе
  2. Адаптивные - могут корректировать свои действия на основе обратной связи
  3. Интеллектуальные - оснащены элементами искусственного интеллекта

Схема типового промышленного робототехнического комплекса:

[Система управления верхнего уровня]
           |
           | (информационный поток)
           ↓
     [Контроллеры]
  /     |     |     \
 /      |     |      \
↓       ↓     ↓       ↓
[Робот1]→[Робот2]→[Робот3]→[Упаковка]
   ↑        ↑       ↑        ↑
   |        |       |        |
[Датчики] [Датчики][Датчики][Датчики]
   ↑        ↑       ↑        ↑
   |        |       |        |
[Конвейерная система передачи материалов]
           ↑
           |
      [Склад сырья]        [Склад готовой
                            продукции]

Примеры материальных и информационных потоков:

Материальные потоки:

  • Сырье и компоненты → Промежуточные продукты → Готовая продукция
  • Инструменты и оснастка для роботов
  • Энергоносители (электроэнергия, сжатый воздух, гидравлические жидкости)
  • Отходы и брак

Информационные потоки:

  • Управляющие сигналы от контроллеров к исполнительным устройствам
  • Данные с датчиков и сенсоров к системе управления
  • Данные о состоянии оборудования (диагностика)
  • Параметры качества продукции
  • Информация о производительности и статистика

Методы синхронизации работы автоматизированных систем:

  1. Тактовая синхронизация - все операции выполняются по единому такту
  2. Конвейерная синхронизация - каждая следующая операция начинается после завершения предыдущей
  3. Событийная синхронизация - операции запускаются по наступлению определенных событий
  4. Синхронизация по датчикам - работа узлов координируется на основе данных от датчиков

Задания для групповой работы:

Вариант 1: “Сборка электронного устройства”

Задача: Разработать схему промышленного робототехнического комплекса для сборки электронного устройства (например, мобильного телефона). Требования:

  • Этапы: установка компонентов на плату → пайка → монтаж корпуса → тестирование → упаковка
  • Минимум 3 различных типа роботов
  • Система контроля качества
  • Синхронизация производственных операций

Вариант 2: “Упаковка продукции”

Задача: Разработать схему автоматизированной линии упаковки продуктов питания. Требования:

  • Этапы: дозирование → первичная упаковка → этикетирование → групповая упаковка → палетирование
  • Система сортировки бракованной продукции
  • Учет скорости работы различных участков линии
  • Оптимизация использования упаковочных материалов

Вариант 3: “Обработка деталей”

Задача: Разработать схему робототехнического комплекса для механической обработки деталей. Требования:

  • Этапы: подача заготовок → фрезеровка → сверление → шлифовка → контроль качества → складирование
  • Система автоматической смены инструмента
  • Компенсация износа инструмента
  • Оптимизация траектории движения инструмента

Вариант 4: “Сортировка объектов”

Задача: Разработать схему робототехнического комплекса для сортировки объектов по различным параметрам (размер, вес, цвет, форма). Требования:

  • Система технического зрения
  • Различные манипуляторы для разных типов объектов
  • Оптимизация маршрутов перемещения объектов
  • Адаптация к изменению параметров сортировки

Критерии оценивания схемы промышленного робототехнического комплекса:

Структура комплекса (0-5 баллов):

  • Полнота отображения всех необходимых компонентов (0-2)
  • Логичность выстроенной производственной цепочки (0-2)
  • Наличие систем контроля и обратной связи (0-1)

Отображение потоков (0-5 баллов):

  • Правильность обозначения материальных потоков (0-2)
  • Корректность отображения информационных потоков (0-2)
  • Четкость и понятность обозначений (0-1)

Синхронизация и оптимизация (0-5 баллов):

  • Эффективность выбранных методов синхронизации (0-2)
  • Учет оптимизации производственных процессов (0-2)
  • Предусмотренные меры по обработке нештатных ситуаций (0-1)

Презентация и защита (0-5 баллов):

  • Качество представления схемы (0-2)
  • Понимание принципов работы комплекса (0-2)
  • Ответы на вопросы (0-1)

Максимальный балл: 20 Шкала перевода в оценку:

  • 18-20 баллов - “5”
  • 14-17 баллов - “4”
  • 10-13 баллов - “3”
  • менее 10 баллов - “2”

Карта рефлексии “Три М”:

Фамилия, имя: _________________________

M1 - Memorable (Что мне запомнилось):
_________________________________________________
_________________________________________________

M2 - Meaningful (Что меня заинтересовало):
_________________________________________________
_________________________________________________

M3 - More (Что я хотел бы узнать подробнее):
_________________________________________________
_________________________________________________

Моя оценка урока (от 1 до 5): _______