Skip to main content

Практика построения чертежа в САПР. Ассоциативные чертежи

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: (ваша школа)
Учитель: (ФИО)
Дата проведения: (дата)
Класс: 8

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Компьютерная графика. Черчение
Тема урока: Практическая работа: построение чертежа на основе 3D-модели. Ассоциативные чертежи
Цель урока: Научиться использовать инструменты САПР для построения ассоциативных чертежей на основе 3D-моделей, освоить редактирование операций формообразования и эскиза, познакомиться с современными профессиями в сфере графики и черчения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Навыки построения и редактирования ассоциативных чертежей в САПР
  • Понимание принципов формообразования детали и работы с деревом модели
  • Умение анализировать и синтезировать сложные формы объектов

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: планирование, самоорганизация, оценка результатов
  • Познавательные УУД: анализ, синтез, работа с информацией, визуализация
  • Коммуникативные УУД: работа в группе, аргументация, презентация результатов

Личностные:

  • Формирование интереса к инженерным и дизайнерским профессиям
  • Развитие креативного и пространственного мышления
  • Осознание значимости цифровых компетенций

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Научить использовать инструменты САПР для построения ассоциативных чертежей
  • Изучить способы редактирования операций формообразования и эскиза
  • Познакомить с современными профессиями в сфере компьютерной графики

Развивающие:

  • Развивать креативность и пространственное мышление
  • Формировать навыки анализа и синтеза формы объекта
  • Развивать умение работать с инструментами САПР

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к инженерным и цифровым профессиям
  • Формировать культуру командной работы
  • Развивать ответственность за результат

Тип урока: Практико-ориентированный (практика + обсуждение)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры с установленным САПР (Fusion 360, Компас-3D и др.)
  • Проектор, экран
  • Презентация по теме урока
  • Раздаточный материал (шаблоны чертежей, инструкции)
  • Примеры 3D-моделей и чертежей
  • Онлайн-ресурсы для вдохновения

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное и проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Групповая работа
  • STEM-подход

Межпредметные связи:

  • Математика: Геометрия, пространственное мышление
  • Информатика: Работа с программным обеспечением, визуализация
  • Технология: Проектирование, моделирование
  • ИЗО: Креативность, композиция

Основные понятия: САПР, ассоциативный чертеж, 3D-модель, дерево модели, формообразование, эскиз, сборочный чертеж

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует, формулирует тему, настраивает на работу Приветствуют, готовятся к уроку - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и креативный вызов (5 мин) Демонстрирует примеры сложных чертежей и моделей, задает вопрос: «Как сделать сборочный чертеж из 3D-модели?» Высказывают идеи, обсуждают, вдохновляются Актуализация знаний, мотивация Коммуникативные: выражение мнения, познавательные: анализ
3. Инструктаж и демонстрация (8 мин) Показывает порядок построения ассоциативного чертежа, работу с деревом модели, редактирование операций Слушают, наблюдают, задают вопросы Формирование навыков работы с САПР Познавательные: анализ, синтез
4. Практическая работа (25 мин) Организует выполнение задания: построение ассоциативного чертежа на основе 3D-модели, консультирует Используют инструменты САПР для построения и редактирования чертежа, создают сложные формы Навыки работы с САПР, креативность Познавательные: структурирование информации, коммуникативные: сотрудничество
5. Презентация и обсуждение (7 мин) Организует представление работ, комментирует, оценивает Презентуют свои чертежи, аргументируют решения Закрепление знаний, развитие презентационных навыков Коммуникативные: выступление, регулятивные: самооценка
6. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги, задает вопросы: «Что нового узнали?», «Какие профессии заинтересовали?» Отвечают, делятся впечатлениями Осознание значимости темы Регулятивные: оценка деятельности, познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Найти пример сложного ассоциативного чертежа, подготовить краткое описание
  2. Повторить материал урока

Повышенный уровень: 3. Построить сборочный чертеж на основе 3D-модели в онлайн-САПР и сделать скриншот 4. Подготовить вопрос для обсуждения на следующем уроке

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Полнота и логика построения чертежа (1-5 баллов)
  • Корректность использования инструментов САПР (1-5 баллов)
  • Креативность и оформление (1-5 баллов)
  • Соответствие требованиям к чертежам (1-5 баллов)
  • Аргументация и презентация (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” — 21-25 баллов
  • “4” — 16-20 баллов
  • “3” — 10-15 баллов
  • “2” — менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Принципы построения и редактирования ассоциативных чертежей
  • Работа с деревом модели, формообразование детали
  • Современные профессии в сфере компьютерной графики и черчения

Уметь:

  • Использовать инструменты САПР для построения и редактирования чертежей
  • Анализировать и синтезировать сложные формы объектов
  • Презентовать и аргументировать свои решения

Владеть:

  • Навыками работы с программным обеспечением для черчения
  • Креативным и пространственным мышлением
  • Презентационными навыками

Дополнительные материалы к уроку:

  • Примеры сложных чертежей и моделей
  • Видеоуроки по работе в САПР
  • Глоссарий терминов по теме
  • Ссылки на онлайн-ресурсы для вдохновения