Skip to main content

9. Каналы связи

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Системы коммуникации в робототехнике

Тема урока: Каналы связи

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о различных каналах связи, используемых в робототехнических системах, их характеристиках и области применения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные типы каналов связи, применяемые в робототехнике
  • Понимать принципы передачи данных по различным каналам связи
  • Уметь сравнивать характеристики различных каналов связи
  • Анализировать преимущества и недостатки проводных и беспроводных каналов связи для конкретных робототехнических задач

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение систематизировать информацию, делать выводы на основе сравнительного анализа
  • Познавательные УУД: развитие аналитического мышления, умения классифицировать технические решения
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группе, представлять результаты исследования

Личностные:

  • Формирование научного мировоззрения
  • Развитие познавательного интереса к современным технологиям коммуникации
  • Понимание значимости надежных коммуникаций в робототехнических системах

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основными типами каналов связи в робототехнике
  2. Изучить физические принципы передачи сигналов по разным каналам связи
  3. Рассмотреть характеристики каналов связи: скорость передачи, помехоустойчивость, дальность
  4. Проанализировать применение различных каналов связи в робототехнических системах
  5. Создать сравнительную таблицу каналов связи с их характеристиками

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с проектором и интерактивной доской
  • Презентация по теме “Каналы связи в робототехнике”
  • Демонстрационные образцы различных средств коммуникации (кабели, Bluetooth-модули, Wi-Fi модули, ИК-датчики)
  • Робототехнические наборы с различными модулями связи
  • Раздаточный материал для составления сравнительной таблицы
  • Видеоматериалы по теме урока
  • Доступ к интернет-ресурсам для поиска дополнительной информации

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, работа в малых группах, исследовательский метод

Межпредметные связи:

  • Физика: передача сигналов, электромагнитные волны, интерференция
  • Информатика: протоколы передачи данных, кодирование информации
  • Технология: конструктивные особенности коммуникационных модулей
  • Математика: расчет скорости передачи данных, оценка погрешностей
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых принадлежностей. Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивационный этап (5 мин) Демонстрирует видеофрагмент о роботах, работающих в команде и обменивающихся информацией (например, роботы-футболисты, рой дронов).

Задает проблемный вопрос: “Как роботы обмениваются информацией между собой и с оператором? Почему в разных ситуациях используются разные способы связи?”
Просматривают видеофрагмент.

Участвуют в обсуждении проблемного вопроса, высказывают предположения.
Познавательные: актуализация имеющихся знаний, мотивация к получению новых.

Коммуникативные: участие в диалоге.
3. Актуализация знаний (5 мин) Организует фронтальную беседу по вопросам:
- Что такое канал связи?
- Какие виды передачи информации вы знаете?
- С какими способами коммуникаций вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
- Как связаны между собой устройства в вашем доме?
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, делятся имеющимися знаниями и опытом. Воспроизведение имеющихся знаний о коммуникациях и передаче информации. Познавательные: актуализация знаний.

Коммуникативные: формулирование ответов, участие в диалоге.
4. Изучение нового материала (20 мин) Объясняет новый материал с использованием презентации и демонстрационных образцов:

1. Понятие канала связи в робототехнике

2. Проводные каналы связи:
- Последовательные интерфейсы (UART, I2C, SPI)
- Параллельные интерфейсы
- USB, Ethernet соединения
- Их характеристики и применение

3. Беспроводные каналы связи:
- Радиочастотные (Bluetooth, Wi-Fi, ZigBee, Z-Wave)
- Инфракрасные каналы
- Ультразвуковые каналы
- Их характеристики и применение

4. Физические принципы работы различных каналов связи:
- Электрический сигнал
- Электромагнитные волны
- Оптические сигналы

5. Характеристики каналов связи:
- Скорость передачи данных
- Дальность действия
- Помехоустойчивость
- Энергопотребление
- Безопасность

6. Протоколы передачи данных и кодирование информации

Демонстрирует образцы различных коммуникационных модулей.
Слушают объяснение.

Делают записи в тетрадях.

Задают уточняющие вопросы.

Рассматривают демонстрационные образцы.

Фиксируют основные характеристики каналов связи.
Знание различных типов каналов связи в робототехнике.

Понимание физических принципов передачи данных.

Представление о характеристиках каналов связи.
Познавательные: восприятие и осмысление новой информации, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: формулирование вопросов.
5. Первичное закрепление (7 мин) Организует фронтальную работу по закреплению материала:
- Предлагает определить тип канала связи по описанию/изображению
- Задает вопросы о характеристиках различных каналов связи
- Предлагает привести примеры применения разных каналов связи в знакомых робототехнических системах
Участвуют в фронтальной работе:
- Определяют типы каналов связи
- Отвечают на вопросы о характеристиках
- Приводят примеры применения разных каналов связи
Умение классифицировать каналы связи.

Понимание взаимосвязи между характеристиками канала связи и его применением.
Познавательные: классификация, анализ.

Регулятивные: самоконтроль.
6. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку, моделирующую передачу сигнала по цепочке. Выполняют физические упражнения, имитирующие передачу сигнала. Регулятивные: саморегуляция.
7. Практическая работа: создание сравнительной таблицы (20 мин) Организует работу в малых группах (по 3-4 человека).

Раздает материалы для создания сравнительной таблицы каналов связи.

Объясняет задание: “Составить сравнительную таблицу различных типов каналов связи с указанием их характеристик и областей применения в робототехнике”.

Структура таблицы:
- Тип канала связи
- Физический принцип работы
- Скорость передачи данных
- Дальность действия
- Помехоустойчивость
- Энергопотребление
- Преимущества
- Недостатки
- Примеры применения в робототехнике

Консультирует группы в процессе работы.
Работают в группах:

- Обсуждают структуру таблицы
- Распределяют обязанности
- Анализируют доступные источники информации
- Заполняют сравнительную таблицу
- При необходимости консультируются с учителем
- Готовятся к представлению результатов
Умение систематизировать информацию о каналах связи.

Навыки сравнительного анализа технических характеристик.

Понимание связи между характеристиками канала связи и областью его применения.
Регулятивные: планирование работы, самоконтроль.

Познавательные: анализ, сравнение, систематизация информации.

Коммуникативные: работа в группе, согласование действий.
8. Представление результатов (12 мин) Организует представление результатов работы групп.

Предлагает каждой группе кратко представить свою сравнительную таблицу, акцентируя внимание на особенностях разных типов каналов связи и их применении.

Задает уточняющие вопросы, корректирует при необходимости.
Представляют результаты работы группы.

Объясняют особенности различных каналов связи и обосновывают их применение в конкретных ситуациях.

Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.
Умение анализировать и объяснять характеристики различных каналов связи.

Навык аргументации выбора канала связи для конкретных задач робототехники.
Коммуникативные: представление результатов работы, аргументация, ответы на вопросы.

Познавательные: анализ, обобщение.
9. Обобщение и систематизация (5 мин) Организует обсуждение результатов представлений всех групп.

Помогает сформулировать общие выводы о преимуществах и недостатках различных каналов связи.

Акцентирует внимание на межпредметных связях с физикой и информатикой.
Участвуют в обсуждении.

Формулируют выводы о выборе каналов связи для разных задач.

Устанавливают межпредметные связи.
Систематизация знаний о каналах связи.

Понимание критериев выбора канала связи для робототехнических систем.
Познавательные: обобщение, установление межпредметных связей.

Коммуникативные: участие в дискуссии.
10. Контроль и самопроверка (5 мин) Предлагает выполнить короткий тест на понимание основных характеристик каналов связи и их применения.

Организует взаимопроверку результатов в парах.
Выполняют тестовые задания.

Проводят взаимопроверку результатов.

Анализируют свои ошибки.
Умение применять знания о каналах связи для решения тестовых задач. Регулятивные: самоконтроль, взаимоконтроль.

Познавательные: применение знаний.
11. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Организует рефлексию по методу “Плюс-минус-интересно”:
- Что понравилось на уроке ("+")
- Что вызвало затруднения ("-")
- Что было интересным/неожиданным ("!")

Подводит итоги урока.

Выставляет оценки за работу на уроке с комментариями.
Участвуют в рефлексии.

Заполняют листы рефлексии.

Высказывают своё мнение о уроке.
Регулятивные: оценка своей деятельности.

Личностные: самоанализ.
12. Домашнее задание (2 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Обязательная часть: подготовить краткий доклад об одном из современных протоколов передачи данных, используемых в робототехнике
2. По желанию: исследовать, какие каналы связи используются в современных промышленных роботах (с примерами)
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Сравнительная таблица каналов связи (шаблон):

Канал связи Физический принцип Скорость передачи Дальность действия Помехоустойчивость Энергопотребление Преимущества Недостатки Применение в робототехнике
Проводные каналы
UART
I2C
SPI
USB
Ethernet
Беспроводные каналы
Bluetooth
Wi-Fi
ZigBee
ИК-канал
Радиоканал

Пример заполнения таблицы для некоторых каналов:

Канал связи Физический принцип Скорость передачи Дальность действия Помехоустойчивость Энергопотребление Преимущества Недостатки Применение в робототехнике
Проводные каналы
UART Электрический сигнал 9600-115200 бит/с До 15 м Средняя Низкое Простота реализации, широкая поддержка Низкая скорость, ограниченная дальность Связь между микроконтроллерами, подключение датчиков
I2C Электрический сигнал До 3.4 Мбит/с До 10 м (с повторителями) Средняя Низкое Возможность подключения множества устройств на одну шину Относительно низкая скорость Подключение периферийных устройств, связь между модулями робота
Беспроводные каналы
Bluetooth Радиоволны 2.4 ГГц До 3 Мбит/с (BT 2.0), до 24 Мбит/с (BT 5.0) 10-100 м Средняя Среднее Широкое распространение, высокая совместимость Ограниченное количество одновременных соединений Связь между роботом и компьютером/смартфоном, дистанционное управление
Wi-Fi Радиоволны 2.4/5 ГГц До 1.3 Гбит/с (802.11ac) До 100 м Средняя Высокое Высокая скорость, сетевая инфраструктура Высокое энергопотребление, сложность настройки Передача видеопотока, управление через интернет, связь между несколькими роботами
ИК-канал Инфракрасное излучение До 4 Мбит/с 5-10 м (прямая видимость) Низкая Очень низкое Простота, низкое энергопотребление Требуется прямая видимость, чувствителен к помехам Простые системы управления, навигация в помещении

Тестовые задания для самопроверки:

  1. Какой тип канала связи лучше всего подходит для передачи большого объема данных между стационарными компонентами робота? a) UART b) Bluetooth c) Ethernet d) ИК-канал

  2. Какая характеристика канала связи определяет его устойчивость к внешним воздействиям? a) Скорость передачи b) Помехоустойчивость c) Энергопотребление d) Дальность действия

  3. Какой физический принцип лежит в основе работы Wi-Fi? a) Передача электрического сигнала по проводам b) Передача инфракрасного излучения c) Передача радиоволн определенной частоты d) Передача ультразвуковых сигналов

  4. Для чего в робототехнике чаще всего используется протокол I2C? a) Для высокоскоростной передачи видеоданных b) Для подключения множества периферийных устройств на одну шину c) Для беспроводного управления d) Для связи с интернетом

  5. Какое основное преимущество беспроводных каналов связи перед проводными? a) Более высокая скорость передачи данных b) Мобильность и отсутствие физических соединений c) Более высокая помехоустойчивость d) Более низкое энергопотребление

Рефлексивная карта “Плюс-минус-интересно”:

Имя, фамилия: _________________________

"+" (Что понравилось на уроке)
____________________________________
____________________________________
____________________________________

"-" (Что вызвало затруднения)
____________________________________
____________________________________
____________________________________

"!" (Что было интересным/неожиданным)
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Мой вопрос по теме: __________________
____________________________________

Информационные источники для подготовки докладов:

  1. Современные протоколы передачи данных в робототехнике:

    • MQTT (Message Queuing Telemetry Transport)
    • ROS (Robot Operating System) коммуникационная система
    • Протокол DDS (Data Distribution Service)
    • CAN (Controller Area Network) в робототехнике
  2. Специализированные каналы связи для роботов:

    • Промышленные сети PROFINET, EtherCAT, Modbus
    • Низкоэнергетические протоколы (BLE, Thread, LoRa)
    • Оптические каналы связи для роботов
    • Акустические каналы связи для подводных роботов