Магия автоматизации. Программируемое логическое реле
🎬 Открыть интерактивную презентацию
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1
Образовательная организация:
Учитель:
Дата проведения:
Класс: 9
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Модуль: Автоматизированные системы
Тема урока: Магия автоматизации: знакомство с программируемым логическим реле через квест и творчество
Цель урока: В игровой и творческой форме познакомить с принципами работы программируемого логического реле (ПЛР), графическим языком программирования и библиотеками блоков.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать, что такое программируемое логическое реле и где оно используется
- Понимать основы графического языка программирования (например, FBD — функциональные блоки)
- Ориентироваться в библиотеках блоков
Метапредметные:
- Анализировать алгоритмы управления автоматизацией
- Решать творческие задачи на автоматизацию
Личностные:
- Развивать интерес к инженерному творчеству, командную работу, креативное мышление
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
Задачи урока:
- Познакомить с ПЛР через креативный квест: “Собери автоматизированный дом”
- Позволить исследовать библиотеки блоков в виде “инженерного конструктора”
- Научить создавать простейшие алгоритмы автоматизации
Тип урока: Игровой, исследовательский, творческий
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Интерактивная презентация-квест
- Конструктор для моделирования автоматизации (реальный или виртуальный)
- Демонстрационный набор ПЛР (например, Siemens LOGO! или ОВЕН ПЛК)
- Программное обеспечение для моделирования алгоритмов (например, LOGO! Soft Comfort)
- Карточки с заданиями и блоками
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
Вступление | Приветствие. Запуск квеста: “Ваша задача — автоматизация в стиле будущего!” | Формируют команду, принимают вызов | Интерес к теме, мотивация | Самоорганизация, командная работа |
Мотивация и целеполагание | Рассказывает, где в жизни встречаются ПЛР, показывает ролик “Умный дом за 1 минуту” | Делятся примерами из жизни | Осознание актуальности | Познавательные: анализ |
Погружение в новый материал | Поясняет, что такое ПЛР, графический язык, блоки. Все через примеры и мини-игры | Собирают блок-схему из карточек, обсуждают в команде | Узнают основы работы ПЛР и FBD | Творчество, коммуникация |
Исследовательская игра | Квест: “Построй алгоритм для умной теплицы/гаража/светофора” — каждая команда получает свой кейс | Составляют алгоритм, выбирают блоки и соединяют их, объясняют логику | Навыки создания алгоритмов | Анализ, командная работа |
Обсуждение и итоги | Каждая команда презентует схему, получает фидбек | Презентуют, оценивают работы других | Оценка вариантов решений | Критическое мышление, рефлексия |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Базовый уровень:
- Придумать и нарисовать блок-схему автоматизации для бытового процесса (например, полив, освещение, сигнализация)
- Подготовить короткое объяснение, как работает ваш алгоритм
Повышенный уровень:
3. Найти видео или статью о реальных кейсах применения ПЛР и представить на следующем уроке
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценивания:
- Оригинальность схемы (1-5 баллов)
- Логика и работоспособность алгоритма (1-5 баллов)
- Активность в команде (1-5 баллов)
Шкала оценивания:
- “5” — 13-15 баллов
- “4” — 10-12 баллов
- “3” — 7-9 баллов
- “2” — менее 7 баллов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать:
- Основные понятия ПЛР, графического языка, библиотеки блоков
Уметь: - Создавать простейшие алгоритмы автоматизации
Владеть: - Навыками групповой работы, креативного мышления
Дополнительные материалы:
- Ссылки на обучающие ресурсы
- Карточки блоков
- Примеры реальных кейсов