Skip to main content

Магия автоматизации. Программируемое логическое реле

🎬 Открыть интерактивную презентацию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1

Образовательная организация:
Учитель:
Дата проведения:
Класс: 9

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Автоматизированные системы
Тема урока: Магия автоматизации: знакомство с программируемым логическим реле через квест и творчество
Цель урока: В игровой и творческой форме познакомить с принципами работы программируемого логического реле (ПЛР), графическим языком программирования и библиотеками блоков.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать, что такое программируемое логическое реле и где оно используется
  • Понимать основы графического языка программирования (например, FBD — функциональные блоки)
  • Ориентироваться в библиотеках блоков

Метапредметные:

  • Анализировать алгоритмы управления автоматизацией
  • Решать творческие задачи на автоматизацию

Личностные:

  • Развивать интерес к инженерному творчеству, командную работу, креативное мышление

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  • Познакомить с ПЛР через креативный квест: “Собери автоматизированный дом”
  • Позволить исследовать библиотеки блоков в виде “инженерного конструктора”
  • Научить создавать простейшие алгоритмы автоматизации

Тип урока: Игровой, исследовательский, творческий

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Интерактивная презентация-квест
  • Конструктор для моделирования автоматизации (реальный или виртуальный)
  • Демонстрационный набор ПЛР (например, Siemens LOGO! или ОВЕН ПЛК)
  • Программное обеспечение для моделирования алгоритмов (например, LOGO! Soft Comfort)
  • Карточки с заданиями и блоками

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
Вступление Приветствие. Запуск квеста: “Ваша задача — автоматизация в стиле будущего!” Формируют команду, принимают вызов Интерес к теме, мотивация Самоорганизация, командная работа
Мотивация и целеполагание Рассказывает, где в жизни встречаются ПЛР, показывает ролик “Умный дом за 1 минуту” Делятся примерами из жизни Осознание актуальности Познавательные: анализ
Погружение в новый материал Поясняет, что такое ПЛР, графический язык, блоки. Все через примеры и мини-игры Собирают блок-схему из карточек, обсуждают в команде Узнают основы работы ПЛР и FBD Творчество, коммуникация
Исследовательская игра Квест: “Построй алгоритм для умной теплицы/гаража/светофора” — каждая команда получает свой кейс Составляют алгоритм, выбирают блоки и соединяют их, объясняют логику Навыки создания алгоритмов Анализ, командная работа
Обсуждение и итоги Каждая команда презентует схему, получает фидбек Презентуют, оценивают работы других Оценка вариантов решений Критическое мышление, рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Придумать и нарисовать блок-схему автоматизации для бытового процесса (например, полив, освещение, сигнализация)
  2. Подготовить короткое объяснение, как работает ваш алгоритм

Повышенный уровень:
3. Найти видео или статью о реальных кейсах применения ПЛР и представить на следующем уроке

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания:

  • Оригинальность схемы (1-5 баллов)
  • Логика и работоспособность алгоритма (1-5 баллов)
  • Активность в команде (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” — 13-15 баллов
  • “4” — 10-12 баллов
  • “3” — 7-9 баллов
  • “2” — менее 7 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Знать:

  • Основные понятия ПЛР, графического языка, библиотеки блоков
    Уметь:
  • Создавать простейшие алгоритмы автоматизации
    Владеть:
  • Навыками групповой работы, креативного мышления

Дополнительные материалы:

  • Ссылки на обучающие ресурсы
  • Карточки блоков
  • Примеры реальных кейсов