Skip to main content

🧠 ВВЕДЕНИЕ В MACHINE LEARNING

От умных правил к самообучающейся системе


🎯 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПРИНТА

Философия трансформации:

1БЫЛО: Программист пишет все правила заранее
2СТАЛО: Система сама находит правила в данных

Ключевая идея: Дети понимают, что машинное обучение = способность компьютера находить закономерности, которые человек может не заметить.

Концептуальный прорыв:

  • Правила → Паттерны: От жестких if-then к гибким закономерностям
  • Программирование → Обучение: Не говорим что делать, а показываем примеры
  • Детерминизм → Вероятность: “Скорее всего будет X” вместо “точно будет Y”

🧠 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СПРИНТА

Концептуальные цели:

  • “Обучение на примерах” - как люди и машины учатся по-разному
  • “Паттерн-распознавание” - видеть закономерности в хаосе данных
  • “Предсказание будущего” - как прошлое помогает понять будущее
  • “Этика ИИ” - ответственность при создании обучающихся систем

Технические цели:

  • Простые алгоритмы ML на понятных примерах
  • Тренировка моделей на данных от датчиков
  • Оценка качества предсказаний
  • Интеграция ML в существующую систему

Метакогнитивные цели:

  • “Статистическое мышление” - понимание вероятностей
  • “Системное обучение” - как улучшать производительность
  • “Критическое мышление” - когда доверять, а когда сомневаться в ИИ

📚 СТРУКТУРА СПРИНТА (4 занятия)

Занятие 1: “Как машины учатся?” 🤔

Длительность: 90 минут

Фаза 1: Эксперимент “Человек vs Машина” (25 мин)

Метод: Сравнительная психология обучения

Практический эксперимент:

 1Задача: Предсказать температуру завтра
 2
 3ЧЕЛОВЕК учится так:
 41. "Вчера было 20°C, сегодня 22°C" 
 52. "Наверное, завтра будет 24°C"
 63. Основа: логика и опыт
 7
 8МАШИНА учится так:  
 91. Анализирует 1000 дней данных
102. Находит: "Если растет 2 дня подряд → 73% вероятность роста"
113. Основа: статистика и паттерны

Ключевые открытия:

  • “Люди учатся смыслу, машины - закономерностям
  • “Машины видят то, что люди не замечают в больших объемах данных”
  • “Но люди понимают контекст, которого машинам не хватает”

Фаза 2: Типы машинного обучения (20 мин)

Концепция: “Три способа учить машину”

 11. ОБУЧЕНИЕ С УЧИТЕЛЕМ 👨‍🏫
 2   - Даем примеры: "При 25°C включай кондиционер"
 3   - Машина учится: "Жарко → охлаждение"
 4   - Как в школе: показываем правильные ответы
 5
 62. ОБУЧЕНИЕ БЕЗ УЧИТЕЛЯ 🔍  
 7   - Даем данные: просто числа температуры
 8   - Машина находит: "Есть зимние и летние группы"
 9   - Как исследователь: находит скрытые группы
10
113. ОБУЧЕНИЕ С ПОДКРЕПЛЕНИЕМ 🎮
12   - Машина пробует: "А что если включить свет?"
13   - Получает оценку: "Хорошо!" или "Плохо!"
14   - Как игра: награда за правильные действия

Фаза 3: Простейший алгоритм - “Ближайший сосед” (30 мин)

Метод: Игровое моделирование

Практическая игра: “Угадай настроение класса”

 1ДАННЫЕ (примеры из прошлого):
 2- Температура 18°C, Свет 30%, Шум 20% → Настроение: Сонное 😴
 3- Температура 23°C, Свет 70%, Шум 40% → Настроение: Активное 😊  
 4- Температура 28°C, Свет 90%, Шум 80% → Настроение: Раздраженное 😤
 5
 6НОВАЯ СИТУАЦИЯ:
 7- Температура 22°C, Свет 65%, Шум 35% → Настроение: ???
 8
 9АЛГОРИТМ "БЛИЖАЙШИЙ СОСЕД":
101. Сравни новую ситуацию со всеми примерами
112. Найди самый похожий пример  
123. Скажи: "Наверное, такое же настроение"
13
14ПСЕВДОКОД:
15найти_настроение(новые_данные):
16    минимальная_разница = бесконечность
17    для каждого примера в истории:
18        разница = вычислить_разность(новые_данные, пример)
19        если разница < минимальная_разница:
20            минимальная_разница = разница
21            похожий_пример = пример
22    вернуть настроение_из(похожий_пример)

Фаза 4: Создание первой обучающейся системы (15 мин)

Концепция: “Система, которая помнит и учится”

Простая архитектура:

 1КОМПОНЕНТЫ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ:
 2
 3📊 СБОРЩИК ДАННЫХ
 4   - Записывает: время, температура, свет, звук, действия пользователя
 5   - Формат: "В 14:30 при 22°C пользователь включил комфорт-режим"
 6
 7🧠 ОБУЧАЮЩИЙСЯ МОЗГ  
 8   - Анализирует накопленные данные
 9   - Ищет закономерности: "В жаркую погоду чаще выбирают охлаждение"
10
11🔮 ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ
12   - Предлагает: "Возможно, сейчас нужен эко-режим?"
13   - Уверенность: "На 75% уверен в этом предложении"
14
15📈 УЛУЧШАТЕЛЬ
16   - Проверяет: "Мое предложение было полезным?"
17   - Учится: "В следующий раз буду умнее"

Занятие 2: “Обучение на данных датчиков” 📊

Длительность: 90 минут

Фаза 1: Подготовка данных (25 мин)

Концепция: “Данные - это пища для ИИ”

Практическое упражнение: “Кулинария для роботов”

 1СЫРЫЕ ДАННЫЕ (как немытые овощи):
 2- Температура: 22.3, 22.7, null, 999, 21.8, 22.1
 3- Время: 14:30, 2:45PM, 1445, вчера
 4- Действие: "включил свет", "light_on", "💡", 1
 5
 6ОЧИСТКА ДАННЫХ (моем овощи):
 7очистить_данные(сырые_данные):
 8    для каждого значения:
 9        если значение = null ИЛИ значение > 50°C:
10            заменить на среднее_значение
11        если время в разных форматах:
12            привести к единому формату
13        если действие в разных форматах:
14            стандартизировать
15    вернуть чистые_данные
16
17ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ (нарезаем овощи):
18создать_признаки(чистые_данные):
19    признаки = []
20    признаки.добавить("час_дня")         # 14
21    признаки.добавить("день_недели")     # понедельник  
22    признаки.добавить("сезон")           # зима
23    признаки.добавить("изменение_темп")  # +0.4°C за час
24    вернуть признаки

Педагогический инсайт: “ИИ похож на повара - качество блюда зависит от качества ингредиентов!”

Фаза 2: Тренировка простой модели (35 мин)

Метод: Визуальное программирование

Алгоритм: “Дерево решений” для детей

 1ЗАДАЧА: Предсказать, какой режим выберет пользователь
 2
 3ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ (как игра "20 вопросов"):
 4
 5                Температура?
 6              /            \
 7           < 20°C          >= 20°C
 8         /                    \
 9    "Комфорт"                Время?
10   (согреться)            /         \
11                    Утро              Вечер  
12                   /                    \
13               "Фокус"               Освещенность?
14              (учеба)               /          \
15                                < 50%        >= 50%
16                               /               \
17                           "Комфорт"        "Эко"
18                          (уютно)        (экономия)
19
20ПСЕВДОКОД ТРЕНИРОВКИ:
21построить_дерево(данные_обучения):
22    для каждого узла:
23        найти_лучший_вопрос(данные_в_узле)
24        разделить_данные_по_ответу(вопрос)
25        если данные_стали_однородными:
26            создать_лист_с_ответом
27        иначе:
28            создать_подвопросы_рекурсивно
29    вернуть готовое_дерево

Фаза 3: Тестирование и оценка (20 мин)

Концепция: “Как понять, что ИИ действительно умный?”

Методы оценки для детей:

 1МЕТОД 1: "ЭКЗАМЕН" 📝
 2- Берем 20% данных, прячем от ИИ
 3- ИИ предсказывает ответы
 4- Сравниваем с правильными ответами
 5- Оценка: 8 из 10 правильных = 80% точность
 6
 7МЕТОД 2: "ЧЕСТНАЯ ИГРА" 🎯  
 8честно_оценить(модель, тест_данные):
 9    правильные_ответы = 0
10    для каждого примера в тест_данные:
11        предсказание = модель.предсказать(пример.данные)
12        если предсказание == пример.правильный_ответ:
13            правильные_ответы += 1
14    точность = правильные_ответы / количество_примеров
15    вернуть точность
16
17МЕТОД 3: "РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ" 🌍
18- Запускаем ИИ в классе на неделю
19- Считаем: сколько предложений принял пользователь
20- Хороший ИИ: пользователь соглашается > 70% времени

Фаза 4: Continuous Learning (10 мин)

Концепция: “ИИ, который никогда не прекращает учиться”

 1СХЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
 2
 31. РАБОТА → собираем новые данные
 42. АНАЛИЗ → находим ошибки в предсказаниях  
 53. ОБУЧЕНИЕ → улучшаем модель
 64. ТЕСТИРОВАНИЕ → проверяем, стало ли лучше
 75. ВНЕДРЕНИЕ → используем улучшенную модель
 86. РАБОТА → (цикл повторяется)
 9
10ПСЕВДОКОД:
11непрерывное_обучение():
12    пока система_работает:
13        новые_данные = собрать_данные_за_день()
14        если накопилось_достаточно_данных:
15            старая_точность = оценить_модель(текущая_модель)
16            новая_модель = обучить(старые_данные + новые_данные)
17            новая_точность = оценить_модель(новая_модель)
18            
19            если новая_точность > старая_точность:
20                заменить_модель(новая_модель)
21                уведомить("🎉 ИИ стал умнее!")
22            иначе:
23                оставить_старую_модель()
24                уведомить("🤔 Нужно больше данных")

Занятие 3: “Предсказательная аналитика” 🔮

Длительность: 90 минут

Фаза 1: Временные ряды и тренды (30 мин)

Концепция: “Как увидеть будущее в данных прошлого”

Практическое упражнение: “Пророк температуры”

 1АНАЛИЗ ТРЕНДОВ:
 2
 3ТИПЫ ТРЕНДОВ В ДАННЫХ:
 41. ЛИНЕЙНЫЙ: "Каждый день на 0.5°C теплее" 📈
 52. СЕЗОННЫЙ: "Зимой холодно, летом жарко" 🔄  
 63. ЦИКЛИЧЕСКИЙ: "Утром прохладно, днем жарко" ⭕
 74. СЛУЧАЙНЫЙ: "Иногда бывают выбросы" 🎲
 8
 9АЛГОРИТМ ПРЕДСКАЗАНИЯ:
10предсказать_температуру(история_температур):
11    тренд = вычислить_тренд(история)           # +0.3°C в день
12    сезон = вычислить_сезонность(сегодня)      # зима = -5°C
13    цикл = вычислить_суточный_цикл(час)        # утро = -2°C
14    шум = оценить_случайность(история)         # ±1°C
15    
16    завтра = последняя_температура + тренд + сезон + цикл + шум
17    уверенность = вычислить_уверенность(качество_данных)
18    
19    вернуть предсказание(завтра, уверенность)

Фаза 2: Предсказание поведения пользователей (30 мин)

Метод: Behavioral Analytics

Практическая задача: “Угадай следующее действие”

 1ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ:
 2
 3ВРЕМЕННЫЕ ПАТТЕРНЫ:
 4- "В 8:00 всегда включает комфорт-режим" 
 5- "После обеда часто выбирает фокус-режим"
 6- "Вечером переходит на эко-режим"
 7
 8КОНТЕКСТНЫЕ ПАТТЕРНЫ:  
 9- "Когда холодно + рано утром → включает обогрев"
10- "Когда шумно + есть люди → снижает громкость"
11- "Когда жарко + солнечно → закрывает шторы"
12
13АЛГОРИТМ ПРЕДСКАЗАНИЯ ДЕЙСТВИЙ:
14предсказать_действие(текущий_контекст, история_пользователя):
15    похожие_ситуации = найти_похожие(текущий_контекст, история)
16    действия_в_похожих_ситуациях = извлечь_действия(похожие_ситуации)
17    
18    популярность_действий = подсчитать_частоту(действия)
19    время_суток_бонус = учесть_время(популярность_действий)
20    персональные_предпочтения = учесть_привычки(пользователь)
21    
22    итоговые_рейтинги = популярность + время_бонус + предпочтения
23    вернуть топ_3_действия(итоговые_рейтинги)

Фаза 3: Создание рекомендательной системы (25 мин)

Концепция: “ИИ-помощник, который знает, что вам нужно”

 1АРХИТЕКТУРА РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:
 2
 31. СБОРЩИК КОНТЕКСТА 🔍
 4   - Время дня, день недели, сезон
 5   - Показания всех датчиков
 6   - История последних действий пользователя
 7   - Настроение класса (анализ шума и движения)
 8
 92. ГЕНЕРАТОР РЕКОМЕНДАЦИЙ 💡
10генерировать_рекомендации(контекст):
11    базовые_рекомендации = по_времени_и_датчикам(контекст)
12    персональные = по_истории_пользователя(контекст)
13    умные = по_паттернам_всех_пользователей(контекст)
14    
15    комбинированные = объединить_с_весами(базовые, персональные, умные)
16    отфильтрованные = убрать_невозможные(комбинированные)
17    
18    вернуть топ_3_рекомендации(отфильтрованные)
19
203. ОБЪЯСНЯЛКА 📝
21объяснить_рекомендацию(рекомендация, контекст):
22    причины = []
23    если холодно:
24        причины.добавить("🥶 Температура ниже комфортной")
25    если утро:
26        причины.добавить("🌅 Обычно утром вы выбираете этот режим")
27    если много_людей:
28        причины.добавить("👥 В классе много людей")
29    
30    вернуть "Предлагаю X, потому что: " + причины

Фаза 4: Этика предсказаний (5 мин)

Концепция: “С великой силой приходит великая ответственность”

Этические вопросы для детей:

 1ХОРОШИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ 😊:
 2- "Предлагаю включить обогрев - скоро похолодает"
 3- "Возможно, стоит проветрить - воздух застоялся"
 4- "Рекомендую фокус-режим - время для концентрации"
 5
 6ПЛОХИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ 😞:
 7- "Этот ученик всегда мешает на уроке" (дискриминация)
 8- "Отключаю все без разрешения" (отсутствие контроля)
 9- "Слежу за каждым движением" (нарушение приватности)
10
11ПРИНЦИПЫ ЭТИЧНОГО ИИ:
121. ПРОЗРАЧНОСТЬ: Всегда объясняй, почему принял решение
132. КОНТРОЛЬ: Человек может отклонить любое предложение  
143. СПРАВЕДЛИВОСТЬ: Одинаково хорошо работай для всех
154. ПРИВАТНОСТЬ: Не собирай лишние персональные данные
165. БЕЗОПАСНОСТЬ: Никогда не причиняй вред

Занятие 4: “Интеграция ML в умную систему” 🔗

Длительность: 90 минут

Фаза 1: Архитектура ИИ-системы (25 мин)

Концепция: “Как встроить искусственный мозг в умную систему”

 1АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ С ИИ:
 2
 3ДАТЧИКИ → ДАННЫЕ → ИИ-МОЗГ → РЕШЕНИЯ → ДЕЙСТВИЯ
 4   ↓         ↓        ↓         ↓         ↓
 5🌡️📱🔊    📊CSV    🧠ML    💡🔥❄️    😊👥
 6
 7КОМПОНЕНТЫ:
 8
 91. СЛОЙ ДАННЫХ 📊
10   - Сырые показания датчиков  
11   - История действий пользователей
12   - Внешние данные (погода, календарь)
13
142. СЛОЙ ОБРАБОТКИ 🔄  
15обработать_данные_для_ии(сырые_данные):
16    очищенные = убрать_выбросы_и_ошибки(сырые_данные)
17    признаки = создать_полезные_признаки(очищенные)
18    нормализованные = привести_к_единому_масштабу(признаки)
19    вернуть нормализованные
20
213. ИИ-СЛОЙ 🧠
22   - Модель предсказания действий пользователя
23   - Модель определения настроения класса  
24   - Модель оптимизации энергопотребления
25   - Модель обнаружения аномалий
26
274. СЛОЙ РЕШЕНИЙ 🎯
28принять_решение(предсказания_ии, текущий_контекст):
29    если уверенность_ии > 80% И безопасно:
30        выполнить_автоматически(предсказание)
31    иначе_если уверенность_ии > 60%:
32        предложить_пользователю(предсказание, объяснение)
33    иначе:
34        работать_по_старым_правилам()
35
365. СЛОЙ ДЕЙСТВИЙ ⚡
37   - Управление физическими устройствами
38   - Отправка уведомлений пользователю
39   - Логирование для дальнейшего обучения

Фаза 2: Гибридная система (Human + AI) (30 мин)

Концепция: “Человек и ИИ работают в команде”

 1МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК + ИИ:
 2
 31. ИИ КАК ПОМОЩНИК 🤝
 4   - ИИ предлагает, человек решает
 5   - Человек всегда может отвергнуть предложение
 6   - ИИ объясняет свои рекомендации
 7
 82. ИИ КАК АВТОПИЛОТ ✈️  
 9   - ИИ действует самостоятельно в простых случаях
10   - При сложных ситуациях передает управление человеку
11   - Человек может в любой момент взять контроль
12
133. ИИ КАК НАБЛЮДАТЕЛЬ 👁️
14   - ИИ мониторит ситуацию постоянно
15   - Предупреждает о проблемах и аномалиях
16   - Человек принимает все решения
17
18ПСЕВДОКОД ГИБРИДНОЙ СИСТЕМЫ:
19гибридное_управление():
20    пока система_работает:
21        ситуация = анализировать_текущую_ситуацию()
22        
23        если ситуация == "обычная":
24            решение_ии = ии.предложить_действие()
25            если пользователь.согласен(решение_ии):
26                выполнить(решение_ии)
27                ии.запомнить_успех()
28            иначе:
29                ручное_решение = пользователь.выбрать_действие()
30                выполнить(ручное_решение)
31                ии.учиться_на_исправлении()
32                
33        иначе_если ситуация == "сложная":
34            передать_управление_человеку()
35            
36        иначе_если ситуация == "критическая":
37            немедленно_уведомить_человека()
38            выполнить_безопасные_действия()

Фаза 3: Тестирование ИИ-системы (25 мин)

Метод: Системное тестирование

Сценарии тестирования:

 1ТЕСТ 1: "УМНЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК" 📅
 2Сценарий: Понедельник утром, 8:00, класс пустой, 18°C
 3Ожидание: ИИ предложит предварительный прогрев
 4Результат: ✅ Предложил нагрев до 21°C за 30 минут до прихода учеников
 5
 6ТЕСТ 2: "ЖАРКИЙ ПОЛДЕНЬ" ☀️  
 7Сценарий: Среда, 14:00, 28°C, много людей, солнце светит в окна
 8Ожидание: ИИ предложит охлаждение + закрыть шторы  
 9Результат: ✅ Предложил комплексное охлаждение
10
11ТЕСТ 3: "ЛОЖНАЯ ТРЕВОГА" 🚨
12Сценарий: Датчик температуры показал 999°C (ошибка)
13Ожидание: ИИ обнаружит аномалию, не примет неверных решений
14Результат: ✅ Определил ошибку датчика, использовал резервные данные
15
16ТЕСТ 4: "НОВЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ" 👤
17Сценарий: Человек, которого система видит впервые
18Ожидание: ИИ работает на базовых правилах, постепенно изучает предпочтения
19Результат: ✅ Не применял персонализацию, собирал данные для обучения
20
21МЕТРИКИ УСПЕШНОСТИ:
22- Точность предсказаний > 75%
23- Принятие рекомендаций пользователями > 60%  
24- Время отклика < 2 секунд
25- Отсутствие критических ошибок
26- Объяснимость решений понятна пользователю

Фаза 4: Планы развития ИИ (10 мин)

Концепция: “Как ИИ будет становиться умнее”

 1ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ИИ-СИСТЕМЫ:
 2
 3ВЕРСИЯ 1.0: "УЧЕНИК" 🎓
 4- Простые правила + базовое машинное обучение
 5- Учится на данных одного класса
 6- Предсказывает 3-4 базовых сценария
 7
 8ВЕРСИЯ 2.0: "СТУДЕНТ" 📚
 9- Обучение на данных всех классов школы
10- Учет внешних факторов (погода, расписание)
11- Персонализация под разных пользователей
12
13ВЕРСИЯ 3.0: "ЭКСПЕРТ" 🎖️  
14- Обучение на данных сети школ
15- Предсказание сложных сценариев
16- Автоматическая оптимизация энергопотребления
17
18ВЕРСИЯ 4.0: "МАСТЕР" 🏆
19- Глубокое обучение на мультимодальных данных
20- Понимание эмоций и социальной динамики
21- Предиктивное планирование на недели вперед
22
23план_развития_ии():
24    каждая_версия:
25        собрать_больше_данных()
26        улучшить_алгоритмы()  
27        добавить_новые_возможности()
28        повысить_точность_предсказаний()
29        расширить_понимание_контекста()
30    
31    финальная_цель = "ИИ-помощник, который понимает людей лучше, чем они сами"

🎯 ИТОГИ СПРИНТА 19

Ключевые достижения:

Понимание ML - как машины учатся находить закономерности
Практические алгоритмы - от ближайшего соседа до деревьев решений
Предсказательная аналитика - использование прошлого для понимания будущего
Этика ИИ - ответственность при создании обучающихся систем
Гибридные системы - человек и ИИ работают в команде

Концептуальные прорывы:

  • Паттерн-мышление - способность видеть закономерности в данных
  • Вероятностное мышление - понимание неопределенности и вероятностей
  • Системное обучение - как улучшать производительность итеративно
  • Этическое мышление - понимание ответственности создателей ИИ

Метакогнитивные навыки:

  • Критическая оценка качества предсказаний
  • Понимание ограничений машинного обучения
  • Баланс между автоматизацией и человеческим контролем

🚀 ПОДГОТОВКА К СПРИНТУ 20

Мостик к глубокому обучению:

“Мы научили систему находить простые закономерности. А что если она сможет понимать сложные связи, распознавать образы и имитировать человеческое мышление?”

Фундамент для Neural Networks:

  • ✅ Понимание обучения на данных
  • ✅ Концепция паттерн-распознавания
  • ✅ Опыт тренировки и тестирования моделей
  • ✅ Этические принципы ИИ-разработки

Спринт 19 завершен! 🧠
Дети понимают, как превратить данные в знания и знания в предсказания!