16. Практическая работа «Моделирование работы автоматизированной производственной линии»
Модуль: Промышленная робототехника
Тема урока: 16. Практическая работа «Моделирование работы автоматизированной производственной линии»
Цель урока: Сформировать практические навыки моделирования работы автоматизированной производственной линии с использованием нескольких роботов, выполняющих различные операции.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать принципы организации автоматизированных производственных линий
- Понимать взаимодействие компонентов производственной линии и распределение ролей между роботами
- Уметь моделировать технологические процессы и рассчитывать производительность
- Владеть навыками создания функциональной модели производственной линии
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение планировать сложную технологическую цепочку, оптимизировать производственные процессы
- Познавательные УУД: развитие системного мышления, анализ эффективности производственных процессов
- Коммуникативные УУД: умение работать в команде при проектировании сложных систем, распределять роли и ответственность
Личностные:
- Формирование инженерного мышления и понимания технологических процессов
- Развитие ответственного отношения к результатам коллективного труда
- Воспитание интереса к промышленному производству и современным технологиям
Задачи урока:
- Актуализировать знания о структуре промышленных робототехнических комплексов
- Научить моделировать физические процессы в производственной линии
- Развить навыки расчета производительности и выявления узких мест в технологической цепочке
- Сформировать умения по созданию функциональной модели производственной линии
- Организовать практическую работу по реализации автоматизированной линии с несколькими роботами
Тип урока: Практическая работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Робототехнические наборы (по количеству групп)
- Дополнительные материалы для создания конвейеров и производственных зон
- Компьютеры с установленной средой программирования
- Листы для проектирования производственных линий
- Инструкционные карты по построению автоматизированных линий
- Примеры программного кода для синхронизации работы нескольких роботов
- Секундомеры или таймеры для измерения производительности
- Объекты для транспортировки и обработки (кубики, шарики, детали конструкторов)
- Маркеры и бумага для создания схем и расчетов
Образовательные технологии: Проектная деятельность, работа в малых группах, проблемное обучение, моделирование, исследовательский метод
Межпредметные связи:
- Физика: моделирование физических процессов в производственной линии, преобразование энергии, трение, ускорение/замедление конвейера
- Математика: расчет производительности, выявление узких мест в технологическом процессе, оптимизация, статистика
- Информатика: алгоритмы управления, синхронизация процессов
- Технология: организация производственного процесса, технологические карты
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует деление на рабочие группы по 3-4 человека. | Готовятся к уроку, формируют рабочие группы. | Регулятивные: самоорганизация, готовность к работе | |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Организует фронтальную беседу по вопросам: - Что такое промышленный робототехнический комплекс? - Какие компоненты входят в состав автоматизированной производственной линии? - Как организуется взаимодействие между роботами в производственной цепочке? Ставит проблемный вопрос: “Как определить эффективность производственной линии?” |
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Вспоминают материал прошлого урока. Высказывают предположения об измерении эффективности производственных линий. |
Воспроизведение знаний о структуре промышленных робототехнических комплексов. Понимание принципов взаимодействия роботов в производственной линии. |
Познавательные: актуализация имеющихся знаний. Коммуникативные: участие в диалоге, формулирование ответов. |
3. Постановка цели и мотивация (3 мин) | Формулирует цель практической работы: “Сегодня мы создадим действующую модель автоматизированной производственной линии из нескольких роботов и научимся оптимизировать её работу”. Подчеркивает практическое значение навыков моделирования производственных процессов в современной промышленности и экономике. Демонстрирует видеопример успешно функционирующей модели производственной линии, созданной школьниками. |
Осмысливают цель работы. Воспринимают информацию о практической значимости темы. Просматривают видео с примером. |
Регулятивные: целеполагание. Личностные: мотивация к практической деятельности. Познавательные: понимание значимости темы. |
|
4. Введение в практическую работу (10 мин) | Объясняет основные принципы моделирования производственных линий: 1. Структура модели: - Зоны подачи материалов - Робот-манипулятор для загрузки - Конвейерная система - Роботы для обработки/сборки - Система контроля качества - Зона выгрузки готовой продукции 2. Физическое моделирование процессов: - Перемещение объектов (скорость, ускорение) - Захват и удержание объектов - Преобразование материалов 3. Математическое моделирование: - Расчет пропускной способности - Выявление узких мест (бутылочных горлышек) - Оптимизация производительности Демонстрирует примеры расчета производительности и выявления узких мест. Объясняет принципы синхронизации работы роботов. |
Слушают объяснение учителя. Делают записи о принципах моделирования. Изучают примеры расчетов производительности. Задают уточняющие вопросы. |
Знание принципов моделирования автоматизированных производственных линий. Понимание методов расчета производительности. Представление о способах выявления и устранения узких мест в технологическом процессе. |
Познавательные: восприятие новой информации, установление межпредметных связей с физикой и математикой. Регулятивные: планирование деятельности. |
5. Инструктаж по практической работе (5 мин) | Объясняет задание для практической работы: “Разработка и создание модели автоматизированной производственной линии для выполнения последовательности операций с объектами”. Предлагает несколько вариантов линий на выбор: 1. Сортировка и упаковка объектов по цвету/размеру 2. Сборочная линия с несколькими этапами обработки 3. Линия контроля качества с отбраковкой Объясняет этапы выполнения работы: 1. Проектирование линии (на бумаге) 2. Распределение ролей между роботами 3. Расчет предполагаемой производительности 4. Сборка модели 5. Программирование и синхронизация 6. Тестирование и оптимизация Объясняет критерии оценки результатов: - Функциональность линии - Производительность - Надежность работы - Оптимизация процессов |
Воспринимают задание и требования к работе. Выбирают вариант производственной линии для своей группы. Задают уточняющие вопросы. Обсуждают в группах распределение обязанностей. |
Регулятивные: принятие учебной задачи. Коммуникативные: распределение ролей в группе. |
|
6. Практическая работа: проектирование линии (10 мин) | Консультирует группы на этапе проектирования: - Помогает определить оптимальную структуру линии - Подсказывает эффективное распределение функций между роботами - Обращает внимание на учет физических ограничений - Предлагает учесть резервы производительности Напоминает о необходимости математического моделирования для расчета производительности. |
Работают в группах над проектированием производственной линии: - Создают схему линии - Определяют количество и функции роботов - Планируют конвейерную систему - Рассчитывают предполагаемую производительность - Выявляют потенциальные узкие места - Планируют техническую реализацию |
Умение проектировать автоматизированную производственную линию. Навыки расчета производительности и выявления узких мест. |
Познавательные: моделирование, проектирование. Коммуникативные: согласование действий в группе. Регулятивные: планирование. |
7. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую физкультминутку, моделирующую работу конвейера и манипуляторов. | Выполняют физические упражнения. | Регулятивные: саморегуляция. | |
8. Практическая работа: сборка модели (20 мин) | Контролирует процесс сборки моделей: - Консультирует по вопросам конструкции - Помогает в решении технических проблем - Обращает внимание на надежность механизмов - Контролирует соблюдение техники безопасности Стимулирует учащихся к сотрудничеству внутри группы. |
Собирают модели роботов и конвейерной системы: - Конструируют отдельных роботов согласно их функциям - Создают конвейерную систему - Обустраивают зоны подачи и приема материалов - Обеспечивают механическое взаимодействие компонентов - Проверяют работоспособность конструкций |
Навыки конструирования элементов производственной линии. Умение реализовывать спроектированную систему технически. |
Регулятивные: соотнесение проекта с реализацией, корректировка. Познавательные: применение знаний по физике при создании конструкций. Коммуникативные: взаимодействие при решении практических задач. |
9. Практическая работа: программирование и синхронизация (20 мин) | Консультирует по вопросам программирования: - Демонстрирует примеры кода для синхронизации работы роботов - Объясняет принципы обработки сигналов между роботами - Помогает отлаживать алгоритмы управления - Обращает внимание на оптимизацию программ Напоминает о необходимости учета физических параметров при программировании (скорость, ускорение, время реакции). |
Программируют работу производственной линии: - Создают программу для каждого робота - Реализуют алгоритмы синхронизации работы - Программируют обработку сигналов от датчиков - Настраивают параметры движения - Отлаживают программы - Тестируют базовую функциональность |
Умение программировать взаимодействие нескольких роботов. Навыки синхронизации процессов в производственной линии. Понимание алгоритмов управления технологическими процессами. |
Познавательные: алгоритмическое мышление, программирование. Регулятивные: отладка и коррекция программного кода. Коммуникативные: согласование действий при разработке системы управления. |
10. Практическая работа: тестирование и оптимизация (15 мин) | Организует процесс тестирования и оптимизации: - Предлагает методики измерения производительности - Обращает внимание на выявление узких мест - Консультирует по способам оптимизации - Помогает анализировать результаты и находить пути улучшения Стимулирует использование математических методов для анализа эффективности. |
Тестируют и оптимизируют работу линии: - Запускают полный цикл работы линии - Измеряют реальную производительность - Фиксируют проблемные точки - Выявляют узкие места - Вносят изменения в конструкцию и программы - Повторно тестируют и фиксируют результаты - Сравнивают расчетные и фактические показатели |
Умение тестировать и оптимизировать работу производственной линии. Навыки измерения и анализа производительности. Понимание методов устранения узких мест. |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результатов. Познавательные: анализ данных, применение математических методов. Личностные: настойчивость в достижении результата. |
11. Демонстрация результатов (15 мин) | Организует демонстрацию работы созданных производственных линий: - Предоставляет каждой группе возможность продемонстрировать свою модель - Предлагает группам озвучить результаты измерений производительности - Задает вопросы о выявленных узких местах и способах их устранения - Отмечает удачные технические и программные решения |
Демонстрируют работу своих моделей: - Запускают производственную линию - Комментируют работу отдельных компонентов - Объясняют принципы синхронизации - Представляют результаты измерений производительности - Рассказывают о выявленных проблемах и способах их решения - Отвечают на вопросы |
Умение представлять и объяснять функционирование созданной модели. Навыки анализа эффективности производственных процессов. |
Коммуникативные: представление результатов работы, аргументация. Познавательные: анализ, обобщение. Личностные: уверенность в представлении результатов. |
12. Обсуждение результатов и анализ (5 мин) | Организует обсуждение результатов практической работы: - Предлагает сравнить различные подходы к организации производственных линий - Помогает выявить наиболее эффективные решения - Обобщает выявленные закономерности в оптимизации процессов - Подчеркивает связь с реальными производственными системами |
Участвуют в обсуждении: - Сравнивают различные модели линий - Анализируют факторы, влияющие на производительность - Формулируют принципы эффективной организации производственной линии - Соотносят полученный опыт с реальными производственными системами |
Понимание факторов, влияющих на эффективность производственных линий. Умение анализировать и сравнивать различные решения. |
Познавательные: сравнение, обобщение, системный анализ. Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других. |
13. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) | Организует рефлексию с использованием метода “WWW” (What worked well / What didn’t work well / What questions do I still have): - Что получилось хорошо? - Что оказалось сложным? - Какие вопросы остались? Подводит итоги урока. Оценивает работу групп по заявленным критериям. |
Участвуют в рефлексии: - Оценивают свою деятельность - Анализируют успехи и трудности - Формулируют вопросы по теме - Делятся впечатлениями от практической работы |
Регулятивные: оценка собственной деятельности. Познавательные: рефлексия. Личностные: самоанализ. |
|
14. Домашнее задание (3 мин) | Объясняет домашнее задание: 1. Обязательная часть: подготовить отчет по практической работе с анализом производительности и предложениями по дальнейшей оптимизации 2. Творческое задание (по желанию): найти информацию о реальных производственных линиях в выбранной отрасли и сравнить их с созданной моделью |
Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. |
Регулятивные: планирование самостоятельной работы. |
Задача: Создать модель линии, которая сортирует объекты по цвету/размеру и упаковывает их в соответствующие контейнеры. Компоненты:
- Робот-загрузчик (подает объекты на конвейер)
- Конвейерная лента
- Робот-сортировщик с датчиком цвета/размера
- Система распределения по контейнерам
- Система подсчета объектов
Задача: Создать модель линии, которая собирает конструкцию из нескольких деталей. Компоненты:
- Система подачи различных деталей
- Конвейерная лента
- Роботы-манипуляторы для установки деталей
- Система фиксации конструкции
- Робот-контролер для проверки правильности сборки
Задача: Создать модель линии, которая проверяет объекты и сортирует их на годные и бракованные. Компоненты:
- Робот-загрузчик
- Система измерения/взвешивания
- Система технического зрения (датчики)
- Механизм отбраковки
- Конвейеры для годной продукции и брака
-
Общая производительность линии: P = N/T, где P - производительность (шт./мин) N - количество обработанных объектов T - время работы (мин)
-
Производительность отдельного участка: Pi = 60/ti, где Pi - производительность i-го участка (шт./мин) ti - время обработки одного объекта на i-м участке (сек)
-
Выявление узкого места: Pmin = min(P1, P2, …, Pn) Общая производительность линии ограничена производительностью самого медленного участка.
-
Коэффициент загрузки участка: Ki = Pi/Pmin, где Ki - коэффициент загрузки i-го участка Если Ki » 1, участок недогружен. Если Ki = 1, участок является узким местом.
- Измерить время обработки объекта на каждом участке
- Рассчитать производительность каждого участка
- Определить узкое место (участок с минимальной производительностью)
- Оптимизировать узкое место:
- Ускорить работу оборудования
- Разделить операцию на параллельные процессы
- Упростить операцию
- Повторить измерения и найти новое узкое место
- Продолжать оптимизацию до достижения желаемой производительности
// Программа для робота на конвейере
// Синхронизация работы с использованием датчиков
// Константы для настройки
const int CONVEYOR_SPEED = 50; // Скорость конвейера
const int OPERATION_TIME = 2000; // Время выполнения операции (мс)
// Порты датчиков и моторов
int sensorPort = 1; // Датчик наличия объекта
int motorPort = A; // Мотор манипулятора
int conveyorPort = B; // Мотор конвейера
// Глобальные переменные для синхронизации
bool objectReady = false;
bool operationComplete = false;
// Основная программа
task main() {
// Запуск конвейера
setMotorSpeed(conveyorPort, CONVEYOR_SPEED);
while (true) {
// Ожидаем объект на позиции (датчик срабатывает)
if (readSensor(sensorPort) == 1) {
// Объект обнаружен
objectReady = true;
// Останавливаем конвейер для выполнения операции
setMotorSpeed(conveyorPort, 0);
// Выполняем операцию с объектом
operationWithObject();
// Операция завершена, сигнализируем
operationComplete = true;
// Отправляем сигнал следующему роботу
sendMessage("READY_FOR_NEXT");
// Запускаем конвейер снова
setMotorSpeed(conveyorPort, CONVEYOR_SPEED);
// Ждем, пока объект покинет рабочую зону
while (readSensor(sensorPort) == 1) {
// Ожидание
sleep(10);
}
// Сбрасываем флаги
objectReady = false;
operationComplete = false;
}
// Проверка входящих сообщений для синхронизации
if (messageAvailable()) {
string msg = readMessage();
if (msg == "SLOW_DOWN") {
// Следующий робот не успевает, замедляем конвейер
setMotorSpeed(conveyorPort, CONVEYOR_SPEED / 2);
}
else if (msg == "NORMAL_SPEED") {
// Возврат к нормальной скорости
setMotorSpeed(conveyorPort, CONVEYOR_SPEED);
}
}
// Пауза для экономии ресурсов
sleep(10);
}
}
// Функция выполнения операции с объектом
void operationWithObject() {
// Здесь специфика конкретной операции
// Пример: поворот манипулятора
setMotorSpeed(motorPort, 30);
sleep(500); // Движение к объекту
// Захват объекта (специфичный код)
sleep(OPERATION_TIME); // Имитация времени операции
// Возврат манипулятора
setMotorSpeed(motorPort, -30);
sleep(500);
// Остановка манипулятора
setMotorSpeed(motorPort, 0);
}
Проектирование и конструирование (0-5 баллов):
- Качество проекта производственной линии (0-1)
- Функциональность конструкции (0-2)
- Надежность механических компонентов (0-1)
- Рациональность использования деталей (0-1)
Программирование и синхронизация (0-5 баллов):
- Корректность работы программы (0-2)
- Эффективность синхронизации роботов (0-2)
- Обработка нештатных ситуаций (0-1)
Работа производственной линии (0-5 баллов):
- Производительность линии (0-2)
- Стабильность работы (0-1)
- Энергоэффективность (0-1)
- Точность выполнения операций (0-1)
Анализ и оптимизация (0-5 баллов):
- Качество расчета производительности (0-1)
- Выявление узких мест (0-1)
- Эффективность оптимизации (0-2)
- Соответствие фактических параметров расчетным (0-1)
Максимальный балл: 20 Шкала перевода в оценку:
- 18-20 баллов - “5”
- 14-17 баллов - “4”
- 10-13 баллов - “3”
- менее 10 баллов - “2”
- Название проекта (тип производственной линии)
- Исходная задача и требования
- Проект производственной линии:
- Схема общей структуры
- Компоненты системы
- Распределение ролей между роботами
- Расчет теоретической производительности:
- Время операций на каждом участке
- Общая производительность
- Выявление узких мест
- Описание технической реализации:
- Конструктивные особенности
- Алгоритм работы и синхронизации
- Результаты тестирования:
- Фактическая производительность
- Стабильность работы
- Выявленные проблемы
- Оптимизация:
- Предпринятые меры по оптимизации
- Результаты после оптимизации
- Выводы (сравнение теоретических и практических результатов)
- Предложения по дальнейшему улучшению
Фамилия, имя: _________________________
Группа: _______
What worked well (Что получилось хорошо):
_________________________________________________
_________________________________________________
What didn't work well (Что оказалось сложным):
_________________________________________________
_________________________________________________
What questions do I still have (Какие вопросы остались):
_________________________________________________
_________________________________________________
Моя оценка работы нашей группы (от 1 до 5): _______