Skip to main content

16. Практическая работа «Моделирование работы автоматизированной производственной линии»

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Промышленная робототехника

Тема урока: 16. Практическая работа «Моделирование работы автоматизированной производственной линии»

Цель урока: Сформировать практические навыки моделирования работы автоматизированной производственной линии с использованием нескольких роботов, выполняющих различные операции.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать принципы организации автоматизированных производственных линий
  • Понимать взаимодействие компонентов производственной линии и распределение ролей между роботами
  • Уметь моделировать технологические процессы и рассчитывать производительность
  • Владеть навыками создания функциональной модели производственной линии

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать сложную технологическую цепочку, оптимизировать производственные процессы
  • Познавательные УУД: развитие системного мышления, анализ эффективности производственных процессов
  • Коммуникативные УУД: умение работать в команде при проектировании сложных систем, распределять роли и ответственность

Личностные:

  • Формирование инженерного мышления и понимания технологических процессов
  • Развитие ответственного отношения к результатам коллективного труда
  • Воспитание интереса к промышленному производству и современным технологиям

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания о структуре промышленных робототехнических комплексов
  2. Научить моделировать физические процессы в производственной линии
  3. Развить навыки расчета производительности и выявления узких мест в технологической цепочке
  4. Сформировать умения по созданию функциональной модели производственной линии
  5. Организовать практическую работу по реализации автоматизированной линии с несколькими роботами

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы (по количеству групп)
  • Дополнительные материалы для создания конвейеров и производственных зон
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Листы для проектирования производственных линий
  • Инструкционные карты по построению автоматизированных линий
  • Примеры программного кода для синхронизации работы нескольких роботов
  • Секундомеры или таймеры для измерения производительности
  • Объекты для транспортировки и обработки (кубики, шарики, детали конструкторов)
  • Маркеры и бумага для создания схем и расчетов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проектная деятельность, работа в малых группах, проблемное обучение, моделирование, исследовательский метод

Межпредметные связи:

  • Физика: моделирование физических процессов в производственной линии, преобразование энергии, трение, ускорение/замедление конвейера
  • Математика: расчет производительности, выявление узких мест в технологическом процессе, оптимизация, статистика
  • Информатика: алгоритмы управления, синхронизация процессов
  • Технология: организация производственного процесса, технологические карты
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует деление на рабочие группы по 3-4 человека. Готовятся к уроку, формируют рабочие группы. Регулятивные: самоорганизация, готовность к работе
2. Актуализация знаний (5 мин) Организует фронтальную беседу по вопросам:
- Что такое промышленный робототехнический комплекс?
- Какие компоненты входят в состав автоматизированной производственной линии?
- Как организуется взаимодействие между роботами в производственной цепочке?

Ставит проблемный вопрос: “Как определить эффективность производственной линии?”
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Вспоминают материал прошлого урока.

Высказывают предположения об измерении эффективности производственных линий.
Воспроизведение знаний о структуре промышленных робототехнических комплексов.

Понимание принципов взаимодействия роботов в производственной линии.
Познавательные: актуализация имеющихся знаний.

Коммуникативные: участие в диалоге, формулирование ответов.
3. Постановка цели и мотивация (3 мин) Формулирует цель практической работы: “Сегодня мы создадим действующую модель автоматизированной производственной линии из нескольких роботов и научимся оптимизировать её работу”.

Подчеркивает практическое значение навыков моделирования производственных процессов в современной промышленности и экономике.

Демонстрирует видеопример успешно функционирующей модели производственной линии, созданной школьниками.
Осмысливают цель работы.

Воспринимают информацию о практической значимости темы.

Просматривают видео с примером.
Регулятивные: целеполагание.

Личностные: мотивация к практической деятельности.

Познавательные: понимание значимости темы.
4. Введение в практическую работу (10 мин) Объясняет основные принципы моделирования производственных линий:

1. Структура модели:
- Зоны подачи материалов
- Робот-манипулятор для загрузки
- Конвейерная система
- Роботы для обработки/сборки
- Система контроля качества
- Зона выгрузки готовой продукции

2. Физическое моделирование процессов:
- Перемещение объектов (скорость, ускорение)
- Захват и удержание объектов
- Преобразование материалов

3. Математическое моделирование:
- Расчет пропускной способности
- Выявление узких мест (бутылочных горлышек)
- Оптимизация производительности

Демонстрирует примеры расчета производительности и выявления узких мест.

Объясняет принципы синхронизации работы роботов.
Слушают объяснение учителя.

Делают записи о принципах моделирования.

Изучают примеры расчетов производительности.

Задают уточняющие вопросы.
Знание принципов моделирования автоматизированных производственных линий.

Понимание методов расчета производительности.

Представление о способах выявления и устранения узких мест в технологическом процессе.
Познавательные: восприятие новой информации, установление межпредметных связей с физикой и математикой.

Регулятивные: планирование деятельности.
5. Инструктаж по практической работе (5 мин) Объясняет задание для практической работы:

“Разработка и создание модели автоматизированной производственной линии для выполнения последовательности операций с объектами”.

Предлагает несколько вариантов линий на выбор:
1. Сортировка и упаковка объектов по цвету/размеру
2. Сборочная линия с несколькими этапами обработки
3. Линия контроля качества с отбраковкой

Объясняет этапы выполнения работы:
1. Проектирование линии (на бумаге)
2. Распределение ролей между роботами
3. Расчет предполагаемой производительности
4. Сборка модели
5. Программирование и синхронизация
6. Тестирование и оптимизация

Объясняет критерии оценки результатов:
- Функциональность линии
- Производительность
- Надежность работы
- Оптимизация процессов
Воспринимают задание и требования к работе.

Выбирают вариант производственной линии для своей группы.

Задают уточняющие вопросы.

Обсуждают в группах распределение обязанностей.
Регулятивные: принятие учебной задачи.

Коммуникативные: распределение ролей в группе.
6. Практическая работа: проектирование линии (10 мин) Консультирует группы на этапе проектирования:
- Помогает определить оптимальную структуру линии
- Подсказывает эффективное распределение функций между роботами
- Обращает внимание на учет физических ограничений
- Предлагает учесть резервы производительности

Напоминает о необходимости математического моделирования для расчета производительности.
Работают в группах над проектированием производственной линии:
- Создают схему линии
- Определяют количество и функции роботов
- Планируют конвейерную систему
- Рассчитывают предполагаемую производительность
- Выявляют потенциальные узкие места
- Планируют техническую реализацию
Умение проектировать автоматизированную производственную линию.

Навыки расчета производительности и выявления узких мест.
Познавательные: моделирование, проектирование.

Коммуникативные: согласование действий в группе.

Регулятивные: планирование.
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку, моделирующую работу конвейера и манипуляторов. Выполняют физические упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
8. Практическая работа: сборка модели (20 мин) Контролирует процесс сборки моделей:
- Консультирует по вопросам конструкции
- Помогает в решении технических проблем
- Обращает внимание на надежность механизмов
- Контролирует соблюдение техники безопасности

Стимулирует учащихся к сотрудничеству внутри группы.
Собирают модели роботов и конвейерной системы:
- Конструируют отдельных роботов согласно их функциям
- Создают конвейерную систему
- Обустраивают зоны подачи и приема материалов
- Обеспечивают механическое взаимодействие компонентов
- Проверяют работоспособность конструкций
Навыки конструирования элементов производственной линии.

Умение реализовывать спроектированную систему технически.
Регулятивные: соотнесение проекта с реализацией, корректировка.

Познавательные: применение знаний по физике при создании конструкций.

Коммуникативные: взаимодействие при решении практических задач.
9. Практическая работа: программирование и синхронизация (20 мин) Консультирует по вопросам программирования:
- Демонстрирует примеры кода для синхронизации работы роботов
- Объясняет принципы обработки сигналов между роботами
- Помогает отлаживать алгоритмы управления
- Обращает внимание на оптимизацию программ

Напоминает о необходимости учета физических параметров при программировании (скорость, ускорение, время реакции).
Программируют работу производственной линии:
- Создают программу для каждого робота
- Реализуют алгоритмы синхронизации работы
- Программируют обработку сигналов от датчиков
- Настраивают параметры движения
- Отлаживают программы
- Тестируют базовую функциональность
Умение программировать взаимодействие нескольких роботов.

Навыки синхронизации процессов в производственной линии.

Понимание алгоритмов управления технологическими процессами.
Познавательные: алгоритмическое мышление, программирование.

Регулятивные: отладка и коррекция программного кода.

Коммуникативные: согласование действий при разработке системы управления.
10. Практическая работа: тестирование и оптимизация (15 мин) Организует процесс тестирования и оптимизации:
- Предлагает методики измерения производительности
- Обращает внимание на выявление узких мест
- Консультирует по способам оптимизации
- Помогает анализировать результаты и находить пути улучшения

Стимулирует использование математических методов для анализа эффективности.
Тестируют и оптимизируют работу линии:
- Запускают полный цикл работы линии
- Измеряют реальную производительность
- Фиксируют проблемные точки
- Выявляют узкие места
- Вносят изменения в конструкцию и программы
- Повторно тестируют и фиксируют результаты
- Сравнивают расчетные и фактические показатели
Умение тестировать и оптимизировать работу производственной линии.

Навыки измерения и анализа производительности.

Понимание методов устранения узких мест.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результатов.

Познавательные: анализ данных, применение математических методов.

Личностные: настойчивость в достижении результата.
11. Демонстрация результатов (15 мин) Организует демонстрацию работы созданных производственных линий:
- Предоставляет каждой группе возможность продемонстрировать свою модель
- Предлагает группам озвучить результаты измерений производительности
- Задает вопросы о выявленных узких местах и способах их устранения
- Отмечает удачные технические и программные решения
Демонстрируют работу своих моделей:
- Запускают производственную линию
- Комментируют работу отдельных компонентов
- Объясняют принципы синхронизации
- Представляют результаты измерений производительности
- Рассказывают о выявленных проблемах и способах их решения
- Отвечают на вопросы
Умение представлять и объяснять функционирование созданной модели.

Навыки анализа эффективности производственных процессов.
Коммуникативные: представление результатов работы, аргументация.

Познавательные: анализ, обобщение.

Личностные: уверенность в представлении результатов.
12. Обсуждение результатов и анализ (5 мин) Организует обсуждение результатов практической работы:
- Предлагает сравнить различные подходы к организации производственных линий
- Помогает выявить наиболее эффективные решения
- Обобщает выявленные закономерности в оптимизации процессов
- Подчеркивает связь с реальными производственными системами
Участвуют в обсуждении:
- Сравнивают различные модели линий
- Анализируют факторы, влияющие на производительность
- Формулируют принципы эффективной организации производственной линии
- Соотносят полученный опыт с реальными производственными системами
Понимание факторов, влияющих на эффективность производственных линий.

Умение анализировать и сравнивать различные решения.
Познавательные: сравнение, обобщение, системный анализ.

Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других.
13. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Организует рефлексию с использованием метода “WWW” (What worked well / What didn’t work well / What questions do I still have):
- Что получилось хорошо?
- Что оказалось сложным?
- Какие вопросы остались?

Подводит итоги урока.

Оценивает работу групп по заявленным критериям.
Участвуют в рефлексии:
- Оценивают свою деятельность
- Анализируют успехи и трудности
- Формулируют вопросы по теме
- Делятся впечатлениями от практической работы
Регулятивные: оценка собственной деятельности.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: самоанализ.
14. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Обязательная часть: подготовить отчет по практической работе с анализом производительности и предложениями по дальнейшей оптимизации
2. Творческое задание (по желанию): найти информацию о реальных производственных линиях в выбранной отрасли и сравнить их с созданной моделью
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Варианты производственных линий для моделирования:

Вариант 1: “Сортировка и упаковка”

Задача: Создать модель линии, которая сортирует объекты по цвету/размеру и упаковывает их в соответствующие контейнеры. Компоненты:

  • Робот-загрузчик (подает объекты на конвейер)
  • Конвейерная лента
  • Робот-сортировщик с датчиком цвета/размера
  • Система распределения по контейнерам
  • Система подсчета объектов

Вариант 2: “Сборочная линия”

Задача: Создать модель линии, которая собирает конструкцию из нескольких деталей. Компоненты:

  • Система подачи различных деталей
  • Конвейерная лента
  • Роботы-манипуляторы для установки деталей
  • Система фиксации конструкции
  • Робот-контролер для проверки правильности сборки

Вариант 3: “Контроль качества”

Задача: Создать модель линии, которая проверяет объекты и сортирует их на годные и бракованные. Компоненты:

  • Робот-загрузчик
  • Система измерения/взвешивания
  • Система технического зрения (датчики)
  • Механизм отбраковки
  • Конвейеры для годной продукции и брака

Формулы для расчета производительности:

  1. Общая производительность линии: P = N/T, где P - производительность (шт./мин) N - количество обработанных объектов T - время работы (мин)

  2. Производительность отдельного участка: Pi = 60/ti, где Pi - производительность i-го участка (шт./мин) ti - время обработки одного объекта на i-м участке (сек)

  3. Выявление узкого места: Pmin = min(P1, P2, …, Pn) Общая производительность линии ограничена производительностью самого медленного участка.

  4. Коэффициент загрузки участка: Ki = Pi/Pmin, где Ki - коэффициент загрузки i-го участка Если Ki » 1, участок недогружен. Если Ki = 1, участок является узким местом.

Алгоритм оптимизации производственной линии:

  1. Измерить время обработки объекта на каждом участке
  2. Рассчитать производительность каждого участка
  3. Определить узкое место (участок с минимальной производительностью)
  4. Оптимизировать узкое место:
    • Ускорить работу оборудования
    • Разделить операцию на параллельные процессы
    • Упростить операцию
  5. Повторить измерения и найти новое узкое место
  6. Продолжать оптимизацию до достижения желаемой производительности

Пример программного кода для синхронизации роботов (с комментариями):

// Программа для робота на конвейере
// Синхронизация работы с использованием датчиков

// Константы для настройки
const int CONVEYOR_SPEED = 50;  // Скорость конвейера
const int OPERATION_TIME = 2000; // Время выполнения операции (мс)

// Порты датчиков и моторов
int sensorPort = 1;  // Датчик наличия объекта
int motorPort = A;   // Мотор манипулятора
int conveyorPort = B; // Мотор конвейера

// Глобальные переменные для синхронизации
bool objectReady = false;
bool operationComplete = false;

// Основная программа
task main() {
  // Запуск конвейера
  setMotorSpeed(conveyorPort, CONVEYOR_SPEED);
  
  while (true) {
    // Ожидаем объект на позиции (датчик срабатывает)
    if (readSensor(sensorPort) == 1) {
      // Объект обнаружен
      objectReady = true;
      
      // Останавливаем конвейер для выполнения операции
      setMotorSpeed(conveyorPort, 0);
      
      // Выполняем операцию с объектом
      operationWithObject();
      
      // Операция завершена, сигнализируем
      operationComplete = true;
      
      // Отправляем сигнал следующему роботу
      sendMessage("READY_FOR_NEXT");
      
      // Запускаем конвейер снова
      setMotorSpeed(conveyorPort, CONVEYOR_SPEED);
      
      // Ждем, пока объект покинет рабочую зону
      while (readSensor(sensorPort) == 1) {
        // Ожидание
        sleep(10);
      }
      
      // Сбрасываем флаги
      objectReady = false;
      operationComplete = false;
    }
    
    // Проверка входящих сообщений для синхронизации
    if (messageAvailable()) {
      string msg = readMessage();
      
      if (msg == "SLOW_DOWN") {
        // Следующий робот не успевает, замедляем конвейер
        setMotorSpeed(conveyorPort, CONVEYOR_SPEED / 2);
      }
      else if (msg == "NORMAL_SPEED") {
        // Возврат к нормальной скорости
        setMotorSpeed(conveyorPort, CONVEYOR_SPEED);
      }
    }
    
    // Пауза для экономии ресурсов
    sleep(10);
  }
}

// Функция выполнения операции с объектом
void operationWithObject() {
  // Здесь специфика конкретной операции
  
  // Пример: поворот манипулятора
  setMotorSpeed(motorPort, 30);
  sleep(500); // Движение к объекту
  
  // Захват объекта (специфичный код)
  
  sleep(OPERATION_TIME); // Имитация времени операции
  
  // Возврат манипулятора
  setMotorSpeed(motorPort, -30);
  sleep(500);
  
  // Остановка манипулятора
  setMotorSpeed(motorPort, 0);
}

Критерии оценивания практической работы:

Проектирование и конструирование (0-5 баллов):

  • Качество проекта производственной линии (0-1)
  • Функциональность конструкции (0-2)
  • Надежность механических компонентов (0-1)
  • Рациональность использования деталей (0-1)

Программирование и синхронизация (0-5 баллов):

  • Корректность работы программы (0-2)
  • Эффективность синхронизации роботов (0-2)
  • Обработка нештатных ситуаций (0-1)

Работа производственной линии (0-5 баллов):

  • Производительность линии (0-2)
  • Стабильность работы (0-1)
  • Энергоэффективность (0-1)
  • Точность выполнения операций (0-1)

Анализ и оптимизация (0-5 баллов):

  • Качество расчета производительности (0-1)
  • Выявление узких мест (0-1)
  • Эффективность оптимизации (0-2)
  • Соответствие фактических параметров расчетным (0-1)

Максимальный балл: 20 Шкала перевода в оценку:

  • 18-20 баллов - “5”
  • 14-17 баллов - “4”
  • 10-13 баллов - “3”
  • менее 10 баллов - “2”

Структура отчета по практической работе:

  1. Название проекта (тип производственной линии)
  2. Исходная задача и требования
  3. Проект производственной линии:
    • Схема общей структуры
    • Компоненты системы
    • Распределение ролей между роботами
  4. Расчет теоретической производительности:
    • Время операций на каждом участке
    • Общая производительность
    • Выявление узких мест
  5. Описание технической реализации:
    • Конструктивные особенности
    • Алгоритм работы и синхронизации
  6. Результаты тестирования:
    • Фактическая производительность
    • Стабильность работы
    • Выявленные проблемы
  7. Оптимизация:
    • Предпринятые меры по оптимизации
    • Результаты после оптимизации
  8. Выводы (сравнение теоретических и практических результатов)
  9. Предложения по дальнейшему улучшению

Карта рефлексии “WWW”:

Фамилия, имя: _________________________
Группа: _______

What worked well (Что получилось хорошо):
_________________________________________________
_________________________________________________

What didn't work well (Что оказалось сложным):
_________________________________________________
_________________________________________________

What questions do I still have (Какие вопросы остались):
_________________________________________________
_________________________________________________

Моя оценка работы нашей группы (от 1 до 5): _______