Skip to main content

Компьютерная графика и черчение. 3D-моделирование в САПР

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: (ваша школа)
Учитель: (ФИО)
Дата проведения: (дата)
Класс: 8

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Компьютерная графика. Черчение
Тема урока: Технология построения трехмерных моделей и чертежей в САПР. Мир профессий
Цель урока: Познакомить с основами 3D-моделирования и черчения в САПР, развить навыки создания трехмерных моделей, познакомить с профессиями и компетенциями в сфере компьютерной графики.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание видов 3D-моделирования (каркасное, поверхностное, твердотельное)
  • Понимание принципов построения моделей в САПР (выдавливание, вращение)
  • Навыки создания и редактирования 3D-моделей и чертежей
  • Знание требований к эскизам и проектной документации

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: планирование, самоорганизация, оценка результатов
  • Познавательные УУД: анализ, сравнение, работа с информацией, визуализация
  • Коммуникативные УУД: работа в группе, аргументация, презентация результатов

Личностные:

  • Формирование интереса к профессиям в сфере компьютерной графики
  • Развитие креативного и пространственного мышления
  • Осознание значимости цифровых компетенций

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с программным обеспечением для 3D-моделирования и черчения
  • Изучить основные виды моделирования и требования к эскизам
  • Показать современные профессии и компетенции в сфере компьютерной графики

Развивающие:

  • Развивать креативность и пространственное мышление
  • Формировать навыки работы с САПР
  • Развивать умение анализировать и визуализировать объекты

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к цифровым профессиям
  • Формировать культуру командной работы
  • Развивать ответственность за результат

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры с установленным САПР (Fusion 360, Tinkercad, Компас-3D и др.)
  • Проектор, экран
  • Презентация по теме урока
  • Раздаточный материал (шаблоны эскизов, инструкции)
  • Примеры 3D-моделей и чертежей
  • Онлайн-ресурсы для вдохновения (Thingiverse, Sketchfab)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное и проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Групповая работа
  • STEM-подход

Межпредметные связи:

  • Математика: Геометрия, пространственное мышление
  • Информатика: Работа с программным обеспечением, визуализация
  • Технология: Проектирование, моделирование
  • ИЗО: Креативность, композиция

Основные понятия: САПР, 3D-моделирование, эскиз, чертеж, выдавливание, вращение, рендеринг, визуализатор, дизайнер

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует, формулирует тему, настраивает на работу Приветствуют, готовятся к уроку - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и креативный вызов (5 мин) Демонстрирует 3D-арт, задает вопрос: «Что можно создать в 3D?» Высказывают идеи, обсуждают, вдохновляются Актуализация знаний, мотивация Коммуникативные: выражение мнения, познавательные: анализ
3. Изучение нового материала (10 мин) Объясняет виды 3D-моделирования, принципы построения моделей, требования к эскизам, демонстрирует работу в САПР Слушают, делают записи, задают вопросы, наблюдают за демонстрацией Формирование знаний о моделировании и черчении Познавательные: анализ, сравнение
4. Аналитическая мини-игра (5 мин) Предлагает разобрать примеры моделей: «Как построена эта модель? Какие операции использованы?» Анализируют примеры, обсуждают способы построения Применение знаний на практике Коммуникативные: работа в группе
5. Практическая работа (20 мин) Организует создание 3D-модели в САПР (по инструкции или творческое задание), консультирует, помогает Создают 3D-модель, используют инструменты выдавливания, вращения, редактирования Навыки работы с САПР, креативность Познавательные: структурирование информации, коммуникативные: сотрудничество
6. Презентация и обсуждение (5 мин) Организует представление моделей, комментирует, оценивает Презентуют свои работы, аргументируют решения Закрепление знаний, развитие презентационных навыков Коммуникативные: выступление, регулятивные: самооценка
7. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги, задает вопросы: «Что нового узнали?», «Какие профессии заинтересовали?» Отвечают, делятся впечатлениями Осознание значимости темы Регулятивные: оценка деятельности, познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Найти пример интересной 3D-модели или чертежа, подготовить краткое описание
  2. Повторить материал урока

Повышенный уровень: 3. Создать простую 3D-модель в онлайн-САПР (Tinkercad, SketchUp) и сделать скриншот 4. Подготовить вопрос для обсуждения на следующем уроке

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Полнота и логика построения модели (1-5 баллов)
  • Корректность использования инструментов САПР (1-5 баллов)
  • Креативность и оформление (1-5 баллов)
  • Соответствие требованиям к эскизам и чертежам (1-5 баллов)
  • Аргументация и презентация (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” — 21-25 баллов
  • “4” — 16-20 баллов
  • “3” — 10-15 баллов
  • “2” — менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Виды 3D-моделирования, требования к эскизам и чертежам
  • Принципы построения моделей в САПР
  • Современные профессии в сфере компьютерной графики

Уметь:

  • Использовать инструменты САПР для создания моделей
  • Анализировать и редактировать 3D-объекты
  • Презентовать и аргументировать свои решения

Владеть:

  • Навыками работы с программным обеспечением для 3D-моделирования
  • Креативным и пространственным мышлением
  • Презентационными навыками

Дополнительные материалы к уроку:

  • Примеры 3D-моделей и чертежей
  • Видеоуроки по работе в САПР
  • Глоссарий терминов по теме
  • Ссылки на онлайн-ресурсы для вдохновения