Skip to main content

25. Групповой творческий (учебный) проект по робототехнике- обоснование проекта

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:

Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Групповой творческий (учебный) проект по робототехнике: обоснование проекта
Цель урока: Сформировать у обучающихся навыки планирования и обоснования робототехнического проекта через разработку технического задания на создание модели робота.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие навыков сотрудничества и коммуникации в группе; формирование ответственности за коллективный результат; воспитание творческого отношения к решению технических задач.
  • Предметные: овладение приемами планирования робототехнического проекта; формирование умения составлять техническое задание; понимание взаимосвязи между техническими требованиями и функциональностью робота.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: развитие умения определять цели проекта, составлять план работы; формирование навыков распределения задач и ресурсов.
    • Коммуникативные УУД: развитие умения работать в команде; формирование навыков ведения дискуссии, аргументации и согласования идей.
    • Познавательные УУД: развитие системного мышления; формирование умения анализировать техническую задачу и находить оптимальные решения.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с методикой группового проектирования в робототехнике
  2. Научить определять и формулировать технические требования к проектируемому роботу
  3. Сформировать умение распределять роли и задачи в проектной группе
  4. Развивать навыки обоснования технических решений с опорой на научные знания
  5. Научить планировать этапы работы над робототехническим проектом

Тип урока: проектный практикум

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Мультимедийный проектор, экран
  • Презентация “Этапы разработки робототехнического проекта”
  • Примеры технических заданий для различных моделей роботов
  • Шаблоны технических заданий для заполнения группами
  • Листы ватмана, маркеры, стикеры для групповой работы
  • Робототехнические наборы (для демонстрации возможностей)
  • Каталоги компонентов робототехнических наборов
  • Компьютеры с доступом к информационным ресурсам по робототехнике
  • Карточки с описанием различных проектных ролей
  • Таймер для контроля времени выполнения заданий

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: проектное обучение, технология сотрудничества, проблемное обучение, мозговой штурм, деловая игра.

Межпредметные связи:

  • Математика: планирование проекта, структурирование задач, расчет необходимых параметров
  • Физика: научное обоснование технических решений, применение физических законов в работе механизмов

Основные понятия: проект, техническое задание, проектная группа, роли в проекте, технические требования, функциональность робота, обоснование проекта, планирование, этапы разработки.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает позитивный настрой на групповую работу. Готовятся к уроку, настраиваются на работу. Психологическая готовность к занятию
2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин) Задает вопросы о пройденном материале: “Какие типы датчиков мы изучили?”, “Как программируется движение робота?”. Демонстрирует видеоролик об интересных робототехнических проектах, реализованных школьниками. Отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, смотрят видеоролик, делятся впечатлениями. Актуализация имеющихся знаний, формирование мотивации к проектной работе
3. Целеполагание (3 мин) Формулирует тему урока, объясняет важность планирования проекта, предлагает учащимся самим определить цель урока. Участвуют в определении цели урока, осознают значимость планирования перед практической реализацией. Понимание цели урока и его значения в общем курсе
4. Введение в проектную деятельность (7 мин) Объясняет сущность проектной деятельности в робототехнике, рассказывает об этапах работы над проектом, показывает примеры успешных проектов. Слушают объяснение, изучают примеры, задают вопросы, делают записи в тетрадях. Понимание основ проектной деятельности в робототехнике
5. Формирование проектных групп (5 мин) Организует деление класса на проектные группы (3-4 человека), предлагает выбрать капитана группы. Формируют группы, обсуждают и выбирают капитана, занимают рабочие места по группам. Формирование работоспособных проектных команд
6. Выбор тематики проекта (10 мин) Предлагает каждой группе выбрать тему проекта из предложенных вариантов (робот-сортировщик, робот-исследователь, робот-помощник, робот-художник) или предложить свою. Консультирует группы при выборе. Обсуждают в группах предложенные темы, выбирают наиболее интересную или предлагают свою, аргументируют свой выбор, записывают тему проекта. Определение тематики проектов для каждой группы
7. Межпредметная связь с математикой: структурирование проекта (10 мин) Объясняет принципы структурирования проекта, показывает, как разделить проект на этапы и задачи, предлагает использовать диаграммы или схемы для планирования. Структурируют свой проект, выделяют основные этапы работы, составляют схему проекта, определяют логические связи между задачами. Применение математических подходов к планированию проекта
8. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с элементами командного взаимодействия. Выполняют упражнения, взаимодействуя друг с другом. Снятие физического напряжения, укрепление командного духа
9. Распределение ролей в проектных группах (7 мин) Объясняет различные роли в проектной группе (конструктор, программист, тестировщик, документалист, презентующий), помогает группам распределить роли с учетом склонностей и способностей учащихся. Обсуждают в группах свои сильные стороны, распределяют роли, фиксируют распределение в рабочих листах проекта. Формирование понимания ролевой структуры проектной группы
10. Определение технических требований к роботу (12 мин) Объясняет, что такое технические требования, приводит примеры. Предлагает группам определить основные функции робота, его конструктивные особенности, параметры движения, необходимые датчики и т.д. Обсуждают и формулируют технические требования к своему роботу, записывают их в шаблон технического задания, консультируются с учителем. Формирование навыков определения технических требований
11. Межпредметная связь с физикой: научное обоснование технических решений (10 мин) Объясняет необходимость научного обоснования технических решений, приводит примеры применения физических законов в робототехнике (механика движения, принципы работы датчиков, преобразование энергии). Обосновывают выбранные технические решения, опираясь на знания из физики, записывают обоснования в техническое задание. Понимание научных основ технических решений
12. Мозговой штурм: поиск оптимальных решений (8 мин) Организует мозговой штурм в группах для поиска оптимальных конструктивных и программных решений для реализации проекта. Напоминает правила мозгового штурма: принимаются все идеи, критика запрещена. Участвуют в мозговом штурме, предлагают идеи, фиксируют их на листах или стикерах, после завершения штурма анализируют и отбирают наиболее перспективные идеи. Развитие творческого мышления и генерации идей
13. Разработка технического задания (15 мин) Консультирует группы при составлении технического задания, обращает внимание на необходимость детализации требований, предлагает использовать шаблон технического задания. Составляют техническое задание на разработку модели робота, включая описание проекта, технические требования, необходимые компоненты, этапы реализации. Формирование навыков разработки технического задания
14. Презентация технических заданий (12 мин) Организует представление технических заданий каждой группой, задает уточняющие вопросы, предлагает другим группам дать обратную связь. Представляют разработанное техническое задание, объясняют свои решения, отвечают на вопросы, дают обратную связь другим группам. Развитие навыков представления проектных идей
15. Доработка технических заданий (5 мин) Предлагает группам внести коррективы в технические задания с учетом полученной обратной связи. Обсуждают полученные замечания и предложения, вносят необходимые коррективы в техническое задание. Формирование навыков корректировки проектной документации
16. Планирование следующих этапов проекта (5 мин) Объясняет, какие этапы работы над проектом предстоят на следующих занятиях (конструирование, программирование, тестирование, презентация). Планируют дальнейшую работу над проектом, распределяют задания на подготовку к следующему уроку. Понимание перспективы проектной работы
17. Рефлексия (3 мин) Предлагает каждому участнику группы оценить свою роль в разработке технического задания и готовность к реализации проекта. Оценивают свой вклад в работу группы, анализируют командное взаимодействие, высказывают ожидания от дальнейшей работы. Развитие навыков самооценки и рефлексии
18. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание: 1) Подготовить эскизы конструкции робота; 2) Изучить материалы по выбранной теме проекта; 3) Подготовить компоненты, необходимые для реализации проекта. Записывают домашнее задание, распределяют индивидуальные задачи внутри группы. Понимание домашнего задания
19. Подведение итогов урока (3 мин) Обобщает результаты работы групп, отмечает сильные стороны разработанных технических заданий, напоминает о важности тщательного планирования проекта. Слушают, задают вопросы, помогают собрать материалы. Осознание результатов урока

Диагностика результатов:

  1. Оценка качества разработанных технических заданий (полнота, детализация, обоснованность)
  2. Наблюдение за работой в группах (распределение ролей, качество взаимодействия)
  3. Анализ презентаций технических заданий (логичность, аргументированность)
  4. Оценка научного обоснования технических решений
  5. Самооценка учащихся (рефлексия)
  6. Оценка планирования проектной работы (структурированность, реалистичность)
  7. Качество вопросов и обратной связи при обсуждении проектов