Skip to main content

17. Машинное зрение в робототехнике

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Системы восприятия в робототехнике

Тема урока: 17. Машинное зрение в робототехнике

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о принципах работы систем машинного зрения и их применении в робототехнике, а также базовых алгоритмах распознавания объектов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные принципы работы систем машинного зрения
  • Понимать физические основы функционирования камер и сенсоров
  • Различать типы алгоритмов обработки изображений
  • Уметь разрабатывать простейшие блок-схемы алгоритмов распознавания объектов
  • Владеть представлением о применении машинного зрения в робототехнике

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий при разработке алгоритмов обработки изображений
  • Познавательные УУД: развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей
  • Коммуникативные УУД: умение объяснять принципы работы технических систем, отстаивать свою точку зрения

Личностные:

  • Формирование научного мировоззрения
  • Развитие любознательности и интереса к современным технологиям
  • Осознание значимости технологий машинного зрения в современном мире

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с принципами работы систем машинного зрения
  2. Рассмотреть физические основы работы камер и сенсоров
  3. Изучить базовые алгоритмы обработки изображений и распознавания объектов
  4. Проанализировать применение систем машинного зрения в робототехнике
  5. Разработать блок-схему алгоритма распознавания простых объектов

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с проектором и интерактивной доской
  • Презентация по теме “Машинное зрение в робототехнике”
  • Видеоматериалы с примерами работы систем машинного зрения
  • Демонстрационные образцы камер и сенсоров (при наличии)
  • Робототехнические наборы с камерами (при наличии)
  • Программное обеспечение для создания блок-схем
  • Раздаточный материал с примерами алгоритмов распознавания объектов
  • Карточки с изображениями для практической работы

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проблемное обучение, работа в малых группах, информационно-коммуникационные технологии, метод моделирования

Межпредметные связи:

  • Физика: оптика, цветовые модели, принципы работы цифровых камер, светочувствительные элементы
  • Математика: алгоритмы обработки изображений, распознавания образов, матрицы преобразования, статистические методы
  • Информатика: методы обработки массивов данных, представление изображений в цифровом виде, программные средства обработки
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Готовятся к уроку, организуют рабочее место. Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин) Демонстрирует видеоролик, показывающий применение машинного зрения в различных областях (промышленные роботы, автономные автомобили, системы безопасности).

Задает вопросы:
- Как, по-вашему, робот “видит” окружающий мир?
- Чем отличается “зрение” человека от “зрения” робота?
- Где вы сталкивались с системами, использующими машинное зрение?
Просматривают видеоролик.

Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни (камеры смартфонов с распознаванием лиц, системы контроля скорости на дорогах, QR-коды).
Актуализация представлений о системах машинного зрения и их применении в повседневной жизни. Познавательные: установление связей между теоретическими знаниями и практическим применением.

Коммуникативные: участие в диалоге.
3. Целеполагание (3 мин) Формулирует вместе с учащимися цель урока: “Сегодня мы изучим, как работают системы машинного зрения в робототехнике и научимся создавать простые алгоритмы для распознавания объектов”.

Обозначает практический результат урока – создание блок-схемы алгоритма распознавания простых объектов.
Участвуют в формулировке цели урока.

Осознают практическую значимость темы.
Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: понимание практической значимости изучаемого материала.
4. Изучение нового материала: принципы работы систем машинного зрения (10 мин) Объясняет с использованием презентации основные принципы работы систем машинного зрения:

1. Определение машинного зрения
2. Общая структура системы машинного зрения:
- Устройство получения изображения (камера, сенсор)
- Система обработки изображения
- Система принятия решений

3. Этапы обработки изображения:
- Захват изображения
- Предварительная обработка
- Сегментация
- Выделение признаков
- Распознавание
- Интерпретация

Межпредметная связь с физикой: объясняет принципы формирования изображения, работу матрицы камеры, цветовые модели.
Воспринимают новую информацию.

Делают записи в тетрадях.

Задают уточняющие вопросы.
Знание основных принципов работы систем машинного зрения.

Понимание этапов обработки изображения.

Представление о физических основах формирования цифрового изображения.
Познавательные: восприятие и осмысление новой информации, установление межпредметных связей с физикой.
5. Изучение нового материала: типы камер и сенсоров (8 мин) Рассказывает о различных типах камер и сенсоров, применяемых в робототехнике:

1. Типы камер:
- RGB-камеры (цветные)
- Монохромные камеры
- Стереокамеры для получения объемного изображения
- Инфракрасные камеры
- Камеры глубины (ToF-камеры)

2. Сенсоры:
- Матричные светочувствительные элементы (CCD, CMOS)
- Лидары
- Инфракрасные дальномеры

3. Характеристики камер и сенсоров:
- Разрешение
- Частота кадров
- Поле зрения
- Чувствительность

Демонстрирует образцы сенсоров и камер (при наличии).

Межпредметная связь с физикой: принцип работы различных типов сенсоров, спектральные характеристики света.
Слушают объяснения.

Рассматривают демонстрационные образцы.

Записывают основные типы и характеристики сенсоров.

Устанавливают связь с изученным материалом по физике.
Знание основных типов камер и сенсоров.

Понимание их возможностей и ограничений.

Представление о физических принципах их работы.
Познавательные: классификация, сравнение, установление межпредметных связей с физикой.
6. Изучение нового материала: алгоритмы обработки изображений и распознавания объектов (10 мин) Объясняет базовые алгоритмы обработки изображений и распознавания объектов:

1. Предварительная обработка изображения:
- Фильтрация шумов
- Настройка яркости и контраста
- Бинаризация (преобразование в черно-белое изображение)

2. Выделение контуров и границ объектов:
- Алгоритм Кэнни
- Оператор Собеля

3. Сегментация изображений:
- По цвету
- По форме
- По размеру

4. Распознавание объектов:
- По шаблону
- По контуру
- По ключевым точкам

Демонстрирует примеры работы алгоритмов на разных изображениях.

Межпредметная связь с математикой и информатикой: матричные преобразования, обработка массивов данных.
Воспринимают объяснение.

Анализируют примеры работы алгоритмов.

Задают вопросы.

Устанавливают связь с математикой и информатикой.
Знание базовых алгоритмов обработки изображений.

Понимание принципов выделения и распознавания объектов на изображении.

Представление о применении математических методов в обработке изображений.
Познавательные: анализ, сравнение, установление межпредметных связей с математикой и информатикой.

Регулятивные: понимание логики алгоритмического подхода.
7. Физкультминутка (2 мин) Организует короткую физкультминутку для снятия напряжения глаз и мышц. Выполняют упражнения для глаз и разминку. Регулятивные: саморегуляция.
8. Изучение нового материала: применение машинного зрения в робототехнике (7 мин) Рассказывает о применении систем машинного зрения в различных областях робототехники:

1. Промышленные роботы:
- Контроль качества продукции
- Сортировка деталей
- Точное позиционирование инструментов

2. Мобильные роботы:
- Навигация в пространстве
- Построение карт местности
- Распознавание препятствий

3. Сервисные роботы:
- Распознавание людей и объектов
- Взаимодействие с окружающей средой
- Манипуляция с предметами

Демонстрирует видеопримеры использования машинного зрения роботами.
Слушают объяснение.

Просматривают видеоматериалы.

Приводят собственные примеры использования систем машинного зрения.
Знание областей применения машинного зрения в робототехнике.

Понимание задач, решаемых с помощью систем технического зрения.
Познавательные: обобщение, систематизация.

Личностные: осознание значимости технологий машинного зрения.
9. Инструктаж по практической работе (5 мин) Объясняет задание для практической работы:
“Разработка блок-схемы алгоритма распознавания простых объектов с помощью системы машинного зрения”.

Представляет варианты заданий:
1. Распознавание геометрических фигур
2. Сортировка объектов по цвету
3. Определение положения объекта на поверхности
4. Подсчет объектов на изображении

Объясняет структуру блок-схемы:
- Ввод изображения
- Предварительная обработка
- Выделение признаков
- Анализ и принятие решений
- Вывод результата

Раздает карточки с примерами и образцами блок-схем.

Организует деление на группы по 2-3 человека.
Слушают инструкции.

Формируют рабочие группы.

Выбирают вариант задания.

Изучают примеры блок-схем.

Задают вопросы по заданию.
Регулятивные: принятие учебной задачи, планирование.

Коммуникативные: организация работы в группе.
10. Практическая работа: разработка блок-схемы алгоритма распознавания объектов (15 мин) Консультирует группы в процессе работы:
- Помогает структурировать алгоритм
- Подсказывает оптимальные методы обработки
- Задает наводящие вопросы
- Отвечает на вопросы учащихся
- Контролирует правильность построения блок-схем

Обращает внимание на необходимость учета межпредметных связей при разработке алгоритма.
Работают в группах над созданием блок-схемы:

- Обсуждают алгоритм распознавания выбранных объектов
- Определяют необходимые этапы обработки
- Выбирают методы анализа изображения
- Составляют блок-схему в тетради или с использованием программного обеспечения
- Проверяют логику алгоритма
- Консультируются с учителем
Умение разрабатывать алгоритмы распознавания объектов.

Навыки представления алгоритмов в виде блок-схем.

Понимание последовательности обработки изображений.
Познавательные: моделирование, структурирование информации, алгоритмическое мышление.

Регулятивные: планирование, самоконтроль.

Коммуникативные: работа в группе, согласование действий.
11. Представление результатов (10 мин) Организует представление результатов работы групп:
- Предлагает каждой группе кратко представить свою блок-схему
- Задает уточняющие вопросы
- Стимулирует обсуждение различных подходов
- Отмечает сильные стороны каждого решения
- Корректирует в случае ошибок
Представляют разработанные блок-схемы:

- Объясняют алгоритм распознавания объектов
- Обосновывают выбор методов обработки
- Демонстрируют блок-схему
- Отвечают на вопросы учителя и одноклассников
- Участвуют в обсуждении работ других групп
Умение описывать и объяснять алгоритмы распознавания объектов.

Навыки анализа блок-схем алгоритмов.
Коммуникативные: публичное выступление, аргументация, участие в дискуссии.

Познавательные: анализ и оценка различных подходов к решению задачи.
12. Обобщение и систематизация (5 мин) Организует обобщающую беседу по изученному материалу:
- Какие основные компоненты входят в системы машинного зрения?
- Какие этапы проходит изображение от захвата до распознавания объектов?
- Какие алгоритмы используются для обработки изображений?
- Как системы машинного зрения применяются в робототехнике?

Помогает сформулировать общие принципы работы систем машинного зрения.
Участвуют в обсуждении.

Отвечают на вопросы.

Формулируют основные принципы работы систем машинного зрения.

Устанавливают взаимосвязи между изученными понятиями.
Систематизация знаний о системах машинного зрения.

Понимание связи между различными компонентами систем распознавания изображений.
Познавательные: обобщение, систематизация, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: формулирование выводов.
13. Контроль знаний (5 мин) Проводит краткое тестирование по изученному материалу (5-6 вопросов с выбором ответа):
- Принципы работы камер и сенсоров
- Этапы обработки изображений
- Алгоритмы распознавания объектов
- Применение машинного зрения
Выполняют тестовые задания.

Самостоятельно проверяют свои ответы.
Знание основных понятий и принципов машинного зрения. Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные: применение полученных знаний.
14. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Организует рефлексию с использованием метода “Лестница знаний”:
- На какой ступеньке вы находились в начале урока?
- На какую ступеньку поднялись к концу урока?
- Что помогло вам продвинуться вперед?

Подводит итоги урока.

Отмечает активных учащихся.
Оценивают свой уровень понимания темы до и после урока.

Делятся впечатлениями от урока.

Определяют, что было наиболее интересным и полезным.
Регулятивные: оценка собственной деятельности.

Личностные: самоанализ.
15. Домашнее задание (5 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Обязательная часть: найти и описать пример применения системы машинного зрения в повседневной жизни или промышленности
2. Творческое задание (по желанию): усовершенствовать разработанный на уроке алгоритм распознавания объектов или предложить новую задачу и алгоритм ее решения
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Основные этапы обработки изображений в системах машинного зрения:

  1. Захват изображения

    • Преобразование оптического сигнала в цифровую форму
    • Управление параметрами камеры (фокус, экспозиция)
  2. Предварительная обработка

    • Фильтрация шума
    • Нормализация яркости и контраста
    • Коррекция геометрических искажений
  3. Сегментация изображения

    • Бинаризация (превращение в черно-белое изображение)
    • Выделение границ объектов
    • Разделение изображения на области по цвету, текстуре
  4. Выделение признаков

    • Размеры объектов
    • Форма (контур, соотношение сторон)
    • Цветовые характеристики
    • Текстура
  5. Распознавание

    • Сравнение с шаблонами
    • Классификация по признакам
    • Определение положения и ориентации
  6. Интерпретация

    • Принятие решений на основе распознанных объектов
    • Формирование команд для робота

Примеры алгоритмов обработки изображений:

Бинаризация изображения (пороговая обработка):

1. Получить исходное изображение
2. Выбрать пороговое значение яркости T
3. Для каждого пикселя (x,y) на изображении:
   3.1 Если яркость пикселя > T, то присвоить значение 255 (белый)
   3.2 Иначе присвоить значение 0 (черный)
4. Вернуть бинаризованное изображение

Выделение объектов определенного цвета:

1. Получить исходное RGB-изображение
2. Определить диапазон цвета для выделения (Rmin, Rmax, Gmin, Gmax, Bmin, Bmax)
3. Создать маску того же размера, что и исходное изображение
4. Для каждого пикселя (x,y) на изображении:
   4.1 Получить значения R, G, B для пикселя
   4.2 Если Rmin <= R <= Rmax И Gmin <= G <= Gmax И Bmin <= B <= Bmax:
       4.2.1 Установить значение маски(x,y) = 255 (белый)
   4.3 Иначе:
       4.3.1 Установить значение маски(x,y) = 0 (черный)
5. Вернуть маску

Поиск контуров объектов:

1. Получить бинаризованное изображение
2. Применить алгоритм выделения границ (Кэнни, Собель)
3. Найти связные компоненты (группы пикселей, образующие контуры)
4. Для каждого контура:
   4.1 Вычислить периметр
   4.2 Вычислить площадь
   4.3 Определить центр масс
5. Вернуть список контуров с их характеристиками

Примеры карточек заданий для практической работы:

Карточка 1: “Распознавание геометрических фигур”

Задача: Разработать блок-схему алгоритма, который определяет тип геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник) на изображении. Входные данные: Бинаризованное изображение с одной фигурой. Выходные данные: Тип фигуры (круг, квадрат, треугольник). Подсказки:

  • Для круга: отношение площади к квадрату периметра близко к π/4
  • Для квадрата: отношение площади к квадрату периметра близко к 1/16
  • Для треугольника: отношение площади к квадрату периметра близко к 1/36
  • Также можно использовать количество вершин контура

Карточка 2: “Сортировка объектов по цвету”

Задача: Разработать блок-схему алгоритма, который классифицирует объекты на изображении по их основному цвету. Входные данные: Цветное изображение с несколькими объектами. Выходные данные: Список объектов с указанием их цвета (красный, зеленый, синий, желтый). Подсказки:

  • Сначала выделите контуры всех объектов
  • Для каждого контура выделите область объекта
  • Вычислите средние значения R, G, B для каждой области
  • Определите цвет на основе преобладающих компонентов

Карточка 3: “Определение положения объекта”

Задача: Разработать блок-схему алгоритма, который определяет положение и ориентацию объекта на рабочей поверхности. Входные данные: Изображение с объектом известной формы. Выходные данные: Координаты центра объекта (x, y) и угол поворота. Подсказки:

  • Найдите контур объекта
  • Вычислите центр масс (центроид)
  • Определите угол наклона главной оси объекта
  • Результат представьте в виде координат и угла

Карточка 4: “Подсчет объектов”

Задача: Разработать блок-схему алгоритма, который подсчитывает количество объектов определенного типа на изображении. Входные данные: Изображение с множеством объектов. Выходные данные: Количество объектов каждого типа. Подсказки:

  • Выделите все контуры на изображении
  • Отфильтруйте контуры по размеру для исключения шумов
  • Классифицируйте каждый контур по форме или цвету
  • Подсчитайте количество объектов каждого класса

Пример блок-схемы алгоритма распознавания геометрических фигур:

┌─────────────┐
│  Начало     │
└─────┬───────┘
      │
┌─────▼───────┐
│  Получить   │
│ изображение │
└─────┬───────┘
      │
┌─────▼───────┐
│Предобработка│
│(бинаризация)│
└─────┬───────┘
      │
┌─────▼───────┐
│  Выделение  │
│  контуров   │
└─────┬───────┘
      │
┌─────▼───────┐
│   Расчет    │
│периметра (P)│
└─────┬───────┘
      │
┌─────▼───────┐
│   Расчет    │
│ площади (S) │
└─────┬───────┘
      │
┌─────▼───────┐
│  Вычислить  │
│  K = S/P²   │
└─────┬───────┘
      │
┌─────▼───────┐
│    K ≈ π/4  │
│   (±0.05)?  ├─────┐
└─────┬───────┘     │
      │ Нет         │ Да
┌─────▼───────┐     │
│  K ≈ 1/16   │     │
│   (±0.05)?  ├─────┐     │
└─────┬───────┘     │     │
      │ Нет         │ Да  │
┌─────▼───────┐     │     │
│  K ≈ 1/36   │     │     │
│   (±0.05)?  ├─────┐     │     │
└─────┬───────┘     │     │     │
      │ Нет         │ Да  │     │
┌─────▼───────┐     │     │     │
│   Фигура    │     │     │     │
│ не опознана │     │     │     │
└─────┬───────┘     │     │     │
      │             │     │     │
      │       ┌─────▼─────▼─────▼───┐
      └───────►│Вывод результата    │
               └─────────┬───────────┘
                         │
               ┌─────────▼───────────┐
               │        Конец        │
               └─────────────────────┘

Критерии оценивания блок-схемы алгоритма:

Структура алгоритма (0-5 баллов):

  • Правильность определения входных и выходных данных (0-1)
  • Логичность последовательности шагов (0-2)
  • Наличие всех необходимых этапов обработки изображения (0-2)

Содержание алгоритма (0-5 баллов):

  • Корректность применяемых методов обработки (0-2)
  • Эффективность алгоритма (0-1)
  • Обработка возможных ошибок и исключений (0-1)
  • Учет особенностей распознаваемых объектов (0-1)

Оформление блок-схемы (0-3 балла):

  • Соблюдение стандартов построения блок-схем (0-1)
  • Наглядность и понятность (0-1)
  • Аккуратность исполнения (0-1)

Защита и объяснение (0-2 балла):

  • Качество представления алгоритма (0-1)
  • Ответы на вопросы (0-1)

Максимальный балл: 15 Шкала перевода в оценку:

  • 13-15 баллов - “5”
  • 10-12 баллов - “4”
  • 7-9 баллов - “3”
  • менее 7 баллов - “2”

Карта рефлексии “Лестница знаний”:

Фамилия, имя: _________________________

Отметь свой уровень знаний по теме "Машинное зрение в робототехнике":

До урока:
[ ] Ступень 5 - Могу объяснить другим, как работает машинное зрение
[ ] Ступень 4 - Понимаю большинство принципов работы машинного зрения
[ ] Ступень 3 - Имею общее представление о машинном зрении
[ ] Ступень 2 - Слышал(а) о машинном зрении, но не понимаю, как оно работает
[ ] Ступень 1 - Никогда не слышал(а) о машинном зрении

После урока:
[ ] Ступень 5 - Могу объяснить другим, как работает машинное зрение
[ ] Ступень 4 - Понимаю большинство принципов работы машинного зрения
[ ] Ступень 3 - Имею общее представление о машинном зрении
[ ] Ступень 2 - Слышал(а) о машинном зрении, но не понимаю, как оно работает
[ ] Ступень 1 - Никогда не слышал(а) о машинном зрении

Что помогло мне продвинуться вперед? _____________________
_________________________________________________

Что мне хотелось бы узнать дополнительно по этой теме? ___
_________________________________________________