Положение о технологической карте урока
1. Общие положения
1.1. Технологическая карта урока (ТКУ) – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями ФГОС.
1.2. ТКУ – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. ТКУ – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя.
1.3. ТКУ составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного предмета, учебного курса, учебного модуля. Может быть составлена в форме таблицы, в которой фиксируются узловые блоки.
1.4. Наличие ТКУ является обязательным для работы учителя образовательной организации при осуществлении им образовательной деятельности.
1.5. Основное назначение ТКУ:
– определение модуля и места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;
– определение цели урока, постановка задач урока и фиксация планируемых результатов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования;
– группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;
– выбор вариантов деятельности учителя;
– выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса, творческой деятельности и создание оптимальных условий для овладения ими универсальными учебными действиями.
2. Разработка ТКУ
2.1. В ТКУ учителю необходимо зафиксировать узловые блоки:
– целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);
– инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);
– организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это надо сделать, воплотить).
2.2. Основными компонентами блока целеполагания являются: модуль, тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.
– Модуль — содержательный тематический блок рабочей программы по предмету.
– Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного предмета, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной и художественно-творческой деятельности обучающихся на уроке.
– Цель урока по теме (проблеме) - условия, которые создает учитель, используя дидактические, методические и психологические приемы для достижения планируемых результатов.
– Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями ФГОС необходимо отразить как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).
2.3. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.
– Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность обучающихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся на уроке.
– Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
– Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для художественно-творческой и познавательной деятельности обучающихся.
2.4. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в ТКУ, являются: основные понятия, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов.
– *Основные понятия *– ключевые названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися.
– Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий.
– Межпредметные связи отражаются в ТКУ при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.
– Деятельность учителя – действия, совершаемые учителем для достижения цели каждого этапа урока, включая предлагаемые обучающимся задания и упражнения, направленные на достижение планируемых предметных и метапредметных результатов и их диагностику.
– Действия обучающихся как раздел ТКУ отражает их деятельность на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной, групповой или коллективной форме художественно-творческой работы.
2.5. Этапы планирования урока:
– определение типа урока, разработка его структуры; – отбор оптимального содержания учебного материала урока; – выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока; – выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока; – выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы; – определение форм подведения итогов урока, рефлексии; – оформление технологической карты урока.
2.6. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
– учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом; – подбор разнообразных учебных, творческих заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной и творческой активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий; – дифференциация учебных заданий.
3. Оформление ТКУ
3.1. ТКУ оформляется в виде таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию.
3.2. Учитель самостоятельно определят объем содержательной части ТКУ и ее оформление.
4. Порядок хранения ТКУ
4.1. ТКУ разрабатывается учителем на каждый урок с учетом специфики преподаваемого предмета.
4.2. ТКУ хранится у учителя и является обязательным документальным приложением к уроку.
4.3. ТКУ хранится в течение текущего учебного года.
5. Порядок применения настоящего Примерного положения
5.1. Настоящее Примерное положение носит рекомендательный характер и используется образовательной организацией для составления Положения о технологической карте урока.
Виды технологических карт урока
Образовательная организация: Учитель: Дата проведения: ЦЕЛЕВОЙ БЛОК. Модуль: Тема урока: Цель урока: Планируемые результаты: ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК. Задачи урока: Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК. Образовательные технологии: Межпредметные связи:
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Планируемые результаты |
|---|---|---|---|---|
| предметные | УУД | |||
Модуль: Тема: Тип урока: Цель урока: Основные понятия: Планируемый результат: Межпредметные связи: Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, коллективная работа Ресурсы, оборудование:
| Этапы урока. Формы, методы и приёмы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
|---|---|---|---|