⚙️ Механика • 📐 Кинематика • 🔧 Инженерия • 🎯 Оптимизация
6 класс • Технология • 50 минут
👨🏫 Учитель: Ахметов Рустам
🏫 Школа: ГБОУ № 1362
📅 Дата: 2025-06-13
🎯 Цель: Стать экспертами по колесным системам роботов!
Создать комплексную методическую презентацию для изучения различных типов колесных систем роботов с акцентом на физико-математические принципы работы и инженерный анализ применимости.
🚗 Наша исследовательская миссия:
🎯 К концу исследования мы сможем:
🏠 Примеры из повседневной жизни:
Автомобиль:
1Схема Аккермана:
2- 4 колеса с управляемыми передними
3- Поворот по дуге постоянного радиуса
4- Разные углы поворота левого и правого колес
5- Стабильность на высоких скоростях
6
7Применение:
8- Легковые автомобили
9- Грузовики и автобусы
10- Строительная техника
Танк:
1Дифференциальный привод:
2- Независимое управление левой и правой гусеницами
3- Поворот на месте возможен
4- Высокая маневренность
5- Простота управления
6
7Применение:
8- Военная техника
9- Строительные экскаваторы
10- Роботы-пылесосы
Погрузчик:
1Всенаправленное движение:
2- Специальные колеса (омни, меканум)
3- Движение в любом направлении
4- Поворот без изменения ориентации
5- Точное позиционирование
6
7Применение:
8- Складские погрузчики
9- Промышленные роботы
10- Медицинские тележки
📋 Инженерные вопросы:
Маневренность vs Стабильность:
Простота vs Функциональность:
Универсальность vs Специализация:
📊 Основные характеристики:
Критерий | Важность | Единица измерения | Влияющие факторы |
---|---|---|---|
Маневренность | Высокая | Радиус поворота (м) | Схема колес, управление |
Скорость | Средняя | м/с | Диаметр колес, мощность |
Проходимость | Высокая | Тип поверхности | Протектор, диаметр |
Точность | Высокая | Погрешность (см) | Контроль, обратная связь |
Сложность | Средняя | Количество приводов | Схема управления |
Стоимость | Средняя | $ | Количество компонентов |
Надежность | Высокая | MTBF (часы) | Простота конструкции |
🔧 Физические ограничения:
Сила трения:
\[F_{\text{тр}} = \mu \cdot N\]где μ - коэффициент трения, N - нормальная сила
Момент поворота:
\[M = F \cdot r\]где F - сила на колесе, r - плечо силы
Мощность движения:
\[P = F \cdot v = \frac{M \cdot \omega}{k}\]где v - скорость, ω - угловая скорость, k - КПД
🔄 Качение vs Скольжение:
Чистое качение:
\[v = \omega \cdot r\]где:
Скольжение колеса:
\[s = \frac{v - \omega \cdot r}{v} \times 100\%\]Сила тяги через трение:
\[F_{\text{тяги}} = \mu_{\text{сц}} \cdot m \cdot g\]где μ_сц - коэффициент сцепления с поверхностью
⛰️ Преодоление препятствий:
Максимальная высота препятствия:
\[h_{\max} = r \cdot (1 - \cos(\alpha_{\max}))\]где α_max - максимальный угол подъема колеса
Сопротивление качению:
\[F_{\text{сопр}} = C_r \cdot N\]где C_r - коэффициент сопротивления качению:
Энергия на преодоление подъема:
\[E = m \cdot g \cdot h + F_{\text{сопр}} \cdot s\]🔄 Мгновенный центр поворота:
Для любого колесного робота существует мгновенный центр поворота (МЦП) - точка, вокруг которой происходит поворот.
Расчет положения МЦП:
\[R = \frac{L}{2} \cdot \frac{v_L + v_R}{v_R - v_L}\]где:
Радиус поворота:
\[R_{\min} = \sqrt{L^2 + W^2}\]где W - ширина робота
Угловая скорость поворота:
\[\omega = \frac{v_R - v_L}{L}\]⚡ Расход энергии на движение:
Мощность на горизонтальном движении:
\[P = (F_{\text{тр}} + F_{\text{возд}}) \cdot v\]Сопротивление воздуха:
\[F_{\text{возд}} = \frac{1}{2} \cdot \rho \cdot C_d \cdot S \cdot v^2\]где:
Оптимальная скорость движения:
\[v_{\text{опт}} = \sqrt[3]{\frac{2 \cdot C_r \cdot m \cdot g}{\rho \cdot C_d \cdot S}}\]КПД колесной системы:
\[\eta = \frac{P_{\text{полезн}}}{P_{\text{затрач}}} = \frac{F_{\text{тяги}} \cdot v}{P_{\text{мотор}}}\]🔧 Конструкция системы:
1Схема дифференциального привода:
2
3 ┌─────────────────┐
4 │ Робот │
5 │ │
6 └──┬───────────┬──┘
7 │ │
8 ┌──▼──┐ ┌──▼──┐
9 │ ML │ │ MR │ ML, MR - приводные моторы
10 └──┬──┘ └──┬──┘
11 │ │
12 ┌──▼──┐ ┌──▼──┐
13 │ │ │ │ Левое и правое колеса
14 └─────┘ └─────┘
📊 Типы движения:
Команда моторам | Тип движения | Характеристика |
---|---|---|
ML = MR > 0 | Движение вперед | Прямолинейное |
ML = MR < 0 | Движение назад | Прямолинейное |
ML > 0, MR = 0 | Поворот направо | По дуге |
ML = 0, MR > 0 | Поворот налево | По дуге |
ML = -MR ≠ 0 | Поворот на месте | Вокруг центра |
ML = MR = 0 | Остановка | Стационарное |
🧮 Кинематические уравнения:
Линейная скорость робота:
\[v = \frac{v_L + v_R}{2}\]Угловая скорость робота:
\[\omega = \frac{v_R - v_L}{L}\]Мгновенный радиус поворота:
\[R = \frac{L}{2} \cdot \frac{v_L + v_R}{v_R - v_L}\]Траектория центра робота:
\[\begin{cases} x(t) = x_0 + \int_0^t v(\tau) \cos(\theta(\tau)) d\tau \\ y(t) = y_0 + \int_0^t v(\tau) \sin(\theta(\tau)) d\tau \\ \theta(t) = \theta_0 + \int_0^t \omega(\tau) d\tau \end{cases}\]✅ Преимущества дифференциального привода:
Высокая маневренность:
Простота управления:
Надежность:
❌ Недостатки:
Проблемы стабилизации:
Энергозатратность:
🏭 Промышленные роботы:
Роботы-пылесосы (Roomba, Xiaomi):
1Характеристики:
2- Диаметр: 35 см
3- Колесная база: 25 см
4- Скорость: 0.3 м/с
5- Точность: ±2 см
6
7Преимущества:
8- Маневренность в мебели
9- Простота алгоритмов
10- Низкая стоимость
Военные роботы (PackBot):
1Характеристики:
2- Масса: 22 кг
3- Колесная база: 40 см
4- Скорость: 9.6 км/ч
5- Грузоподъемность: 14 кг
6
7Применение:
8- Разминирование
9- Разведка
10- Работа в развалинах
🎓 Образовательные роботы:
LEGO Mindstorms EV3:
1Конфигурация:
2- 2 больших сервомотора NXT
3- Колесная база: 15-20 см
4- Энкодеры: 360 импульсов/оборот
5- Точность поворота: ±2°
6
7Программирование:
8- Графическая среда EV3-G
9- Текстовые языки (Python, C++)
10- Простые алгоритмы движения
🚗 Геометрия Аккермана:
1Схема рулевого управления Аккермана:
2
3 ┌─────────────────┐
4 │ Робот │
5 │ │
6 ┌────┴────┐ ┌────┴────┐
7 │ Колесо │ │ Колесо │ Передние (управляемые)
8 │ θL │ │ θR │
9 └─────────┘ └─────────┘
10 │ │
11 │◄──── L ─────►│ L - колесная база
12 │ │
13 ┌────┴────┐ ┌────┴────┐
14 │ Колесо │ │ Колесо │ Задние (ведущие)
15 └─────────┘ └─────────┘
📐 Геометрические соотношения:
Углы поворота колес:
\[\cot(\theta_L) - \cot(\theta_R) = \frac{W}{L}\]где:
Радиус поворота:
\[R = \frac{L}{\tan(\theta_{\text{ср}})}\]где θ_ср - средний угол поворота колес
Минимальный радиус поворота:
\[R_{\min} = \frac{L}{\tan(\theta_{\max})}\]🔄 Движение по дуге:
Скорости колес при повороте:
\[v_L = \omega \cdot (R - \frac{W}{2})\] \[v_R = \omega \cdot (R + \frac{W}{2})\]Центр поворота: Мгновенный центр поворота находится на пересечении перпендикуляров к векторам скоростей всех колес.
Угловая скорость робота:
\[\omega = \frac{v \cdot \sin(\theta)}{L}\]где v - скорость центра задней оси, θ - угол поворота
Траектория движения:
\[\begin{cases} \dot{x} = v \cos(\psi) \\ \dot{y} = v \sin(\psi) \\ \dot{\psi} = \frac{v \tan(\theta)}{L} \end{cases}\]где ψ - угол ориентации робота
✅ Преимущества системы Аккермана:
Стабильность на скорости:
Точность траектории:
Масштабируемость:
❌ Ограничения:
Ограниченная маневренность:
Сложность конструкции:
🏭 Автономные автомобили:
Tesla Model S Autopilot:
1Параметры:
2- Колесная база: 2.96 м
3- Ширина колеи: 1.66 м
4- Максимальный угол поворота: 37°
5- Минимальный радиус: 5.8 м
6
7Системы:
8- 8 камер 360°
9- 12 ультразвуковых датчиков
10- Радар дальнего действия
11- Компьютер Full Self-Driving
🏗️ Строительная техника:
Погрузчик Caterpillar:
1Характеристики:
2- Колесная база: 3.2 м
3- Грузоподъемность: 2.5 т
4- Радиус поворота: 6.1 м
5- Скорость: 40 км/ч
6
7Особенности:
8- Шарнирно-сочлененная рама
9- Гидравлическое рулевое управление
10- Блокировка дифференциала
🤖 Робототехника:
Исследовательские роботы:
1NASA Mars rovers:
2- Система 6 колес + рокер-боги
3- Независимая подвеска колес
4- Скорость: 4.2 см/с (максимум)
5- Автономная навигация
6
7Особенности:
8- Преодоление препятствий
9- Стабилизация на неровностях
10- Точная одометрия
🎯 Голономные системы:
Голономная система - система, которая может мгновенно двигаться в любом направлении без изменения ориентации.
Степени свободы:
Математическое описание:
\[\begin{bmatrix} v_x \\ v_y \\ \omega \end{bmatrix} = \mathbf{J} \begin{bmatrix} \omega_1 \\ \omega_2 \\ \omega_3 \\ \omega_4 \end{bmatrix}\]где J - матрица Якоби, связывающая скорости колес с движением робота.
🔧 Конструкция омни-колеса:
1Схема омни-колеса:
2 ┌─────────────┐
3 ╱ ╲ ╱ ╲ Ролики перпендикулярны
4 ╱ ╲ ╱ ╲ основному колесу
5 ╱ ● ╲ ╱ ● ╲
6╱ ╲ ╱ ╲
7│ ● │ │ ● │ ● - ролики
8╲ ╱ ╲ ╱
9 ╲ ● ╱ ╲ ● ╱
10 ╲ ╱ ╲ ╱
11 ╲___╱ ╲___╱
Кинематика 4-колесной системы:
\[\begin{bmatrix} v_x \\ v_y \\ \omega \end{bmatrix} = \frac{r}{4} \begin{bmatrix} 1 & 1 & 1 & 1 \\ -1 & 1 & 1 & -1 \\ -\frac{1}{l_x+l_y} & \frac{1}{l_x+l_y} & -\frac{1}{l_x+l_y} & \frac{1}{l_x+l_y} \end{bmatrix} \begin{bmatrix} \omega_1 \\ \omega_2 \\ \omega_3 \\ \omega_4 \end{bmatrix}\]где:
Обратная кинематика:
\[\begin{bmatrix} \omega_1 \\ \omega_2 \\ \omega_3 \\ \omega_4 \end{bmatrix} = \frac{1}{r} \begin{bmatrix} 1 & -1 & -(l_x+l_y) \\ 1 & 1 & (l_x+l_y) \\ 1 & 1 & -(l_x+l_y) \\ 1 & -1 & (l_x+l_y) \end{bmatrix} \begin{bmatrix} v_x \\ v_y \\ \omega \end{bmatrix}\]🔧 Конструкция меканум-колеса:
1Схема меканум-колеса:
2 ┌─────────────┐
3 ╱ ╲ ╱ ╲ Ролики под углом 45°
4 ╱ ╲ ╱ ╲ к основному колесу
5 ╱ ● ╲ ╱ ● ╲
6╱ ╱ ╲ ╱ ╲ ╲
7│ ╱ ● │ │ ● ╲ │ ● - ролики под 45°
8╲ ╲ ╱ ╲ ╱ ╱
9 ╲ ● ╱ ╲ ● ╱
10 ╲ ╱ ╲ ╱
11 ╲___╱ ╲___╱
Кинематическая модель:
\[\begin{bmatrix} v_x \\ v_y \\ \omega \end{bmatrix} = \frac{r}{\sqrt{2}} \begin{bmatrix} 1 & -1 & -1 & 1 \\ 1 & 1 & -1 & -1 \\ \frac{1}{l_x+l_y} & \frac{1}{l_x+l_y} & \frac{1}{l_x+l_y} & \frac{1}{l_x+l_y} \end{bmatrix} \begin{bmatrix} \omega_1 \\ \omega_2 \\ \omega_3 \\ \omega_4 \end{bmatrix}\]Особенности управления:
📊 Характеристики омни vs меканум:
Параметр | Омни-колеса | Меканум-колеса |
---|---|---|
Сложность изготовления | Средняя | Высокая |
Точность движения | Высокая | Средняя |
Грузоподъемность | Средняя | Высокая |
Энергоэффективность | Средняя | Низкая |
Стоимость | Средняя | Высокая |
Износоустойчивость | Низкая | Средняя |
Проходимость | Низкая | Средняя |
⚡ Энергетический анализ:
Потери на скольжение роликов:
\[P_{\text{потери}} = \sum_{i=1}^{n} F_{\text{тр},i} \cdot v_{\text{скольж},i}\]КПД всенаправленного движения:
\[\eta = \frac{P_{\text{полезн}}}{P_{\text{полезн}} + P_{\text{потери}}} = \frac{F_v \cdot v}{F_v \cdot v + \sum F_{\text{тр}} \cdot v_{\text{скольж}}}\]Типичные значения КПД:
🏗️ Промышленные применения:
AGV (Automated Guided Vehicle):
1KIVA Systems (Amazon Robotics):
2- Грузоподъемность: 340 кг
3- Скорость: 1.3 м/с
4- Точность позиционирования: ±5 мм
5- Время автономной работы: 1 час
6
7Преимущества:
8- Движение под стеллажами
9- Точное позиционирование
10- Высокая плотность роботов
🏥 Медицинские роботы:
Хирургические тележки:
1Характеристики:
2- Точность: ±1 мм
3- Плавность движения
4- Бесшумная работа
5- Стерильность поверхностей
6
7Применение:
8- Доставка инструментов
9- Перемещение оборудования
10- Ассистирование хирургу
🎓 Исследовательские проекты:
RoboCup роботы:
1Команды роботов-футболистов:
2- Размер поля: 18×12 м
3- Скорость роботов: до 3 м/с
4- Точность удара: ±2°
5- Время реакции: <100 мс
6
7Задачи:
8- Ведение мяча
9- Пас между роботами
10- Забивание голов
11- Командная стратегия
🚗 Упражнение “Дифференциальный привод”
1Инструкция:
21. Встаньте в пары
32. Один партнер - "левое колесо", другой - "правое"
43. Держитесь за руки на расстоянии "колесной базы"
54. Выполняйте команды учителя:
6
7Команды:
8- "Вперед!" - оба идут с одинаковой скоростью
9- "Поворот направо!" - правый замедляется
10- "Поворот налево!" - левый замедляется
11- "Разворот на месте!" - один идет вперед, другой назад
🌀 Упражнение “Всенаправленное движение”
1Инструкция:
21. Встаньте в группы по 4 человека
32. Образуйте квадрат, взявшись за руки
43. Каждый - одно колесо робота
54. Двигайтесь согласованно:
6
7Движения:
8- Вперед/назад - все идут в одном направлении
9- Вбок - передние и задние меняются местами
10- Поворот - движение по кругу
11- Диагональ - комбинированное движение
🚙 Упражнение “Система Аккермана”
1Инструкция:
21. Один человек - "водитель"
32. Другой - "автомобиль"
43. Водитель стоит сзади, держит "автомобиль" за плечи
54. Автомобиль поворачивает только переднюю часть тела
6
7Движения:
8- Прямо - идем прямо
9- Поворот - передняя часть поворачивается
10- Разворот - широкая дуга поворота
📋 Задача групповой работы: Провести сравнительный анализ колесных систем для различных применений роботов
👥 Организация работы:
🔧 Сценарии для анализа:
🔍 Критерии оценки (по 5-балльной шкале):
Критерий | Вес | Дифференциальный | Аккерман | Омни | Меканум |
---|---|---|---|---|---|
Маневренность | 20% | 5 (поворот на месте) | 2 (большой радиус) | 5 (все направления) | 5 (все направления) |
Простота конструкции | 15% | 5 (только 2 мотора) | 3 (рулевые тяги) | 4 (специальные колеса) | 3 (сложные колеса) |
Энергоэффективность | 15% | 3 (потери на поворотах) | 5 (нет скольжения) | 3 (потери на роликах) | 2 (большие потери) |
Точность движения | 15% | 3 (дрейф) | 4 (стабильно) | 4 (хорошая) | 3 (средняя) |
Грузоподъемность | 10% | 4 | 5 | 3 | 4 |
Проходимость | 10% | 4 | 4 | 2 | 3 |
Стоимость | 10% | 5 (дешево) | 4 | 3 | 2 (дорого) |
Надежность | 5% | 5 | 3 | 3 | 2 |
🧮 Расчет интегральной оценки:
\[S = \sum_{i=1}^{n} w_i \cdot s_i\]где w_i - вес критерия, s_i - оценка по критерию
🏢 Сценарий 1: Робот-курьер в офисе
Требования:
Анализ группы:
1Дифференциальный привод:
2✓ Высокая маневренность в коридорах
3✓ Простота программирования навигации
4✗ Дрейф при длительном движении
5✗ Износ колес при частых поворотах
6
7Система Аккермана:
8✓ Стабильное прямолинейное движение
9✓ Энергоэффективность
10✗ Большой радиус поворота
11✗ Сложность развороте в тупиках
12
13Всенаправленные системы:
14✓ Движение боком в узких местах
15✓ Точное позиционирование у цели
16✗ Высокая стоимость
17✗ Износ роликов на твердом покрытии
Рекомендация группы: _________________
Требования:
Критический анализ:
Нагрузки и напряжения:
\[F_{\text{тяги}} = \mu \cdot (m_{\text{робот}} + m_{\text{груз}}) \cdot g\]Потребная мощность:
\[P = \frac{F_{\text{тяги}} \cdot v}{\eta_{\text{мотор}} \cdot \eta_{\text{передача}}}\]Оценка систем:
Требования:
Факторы проходимости:
Преодоление препятствий:
\[h_{\max} = r \cdot (1 - \cos(\arcsin(\frac{F_{\text{тяги}}}{\mu \cdot m \cdot g})))\]Давление на грунт:
\[p = \frac{m \cdot g}{n \cdot S_{\text{контакт}}}\]где n - количество колес, S_контакт - площадь контакта колеса
Анализ проходимости:
📊 Итоговая таблица выбора:
Сценарий | 1-е место | 2-е место | 3-е место | Обоснование |
---|---|---|---|---|
Офисный курьер | _______ | _______ | _______ | _________________ |
Складской робот | _______ | _______ | _______ | _________________ |
Исследователь | _______ | _______ | _______ | _________________ |
Робот-уборщик | _______ | _______ | _______ | _________________ |
Спасательный | _______ | _______ | _______ | _________________ |
🔧 Факторы, влияющие на выбор:
⏱️ Регламент презентаций:
🎯 План презентации решений:
1. Краткая характеристика сценария (20 сек):
2. Инженерное обоснование выбора (60 сек):
3. Итоговая рекомендация (10 сек):
📈 Шкала оценивания (25 баллов максимум):
Техническая корректность (10 баллов):
Инженерная логика (8 баллов):
Качество презентации (7 баллов):
🔧 Технические аспекты:
⚙️ Инженерные компромиссы:
🌍 Практические применения:
🔬 Что мы изучили о колесных системах:
📊 Какие навыки инженерного анализа мы развили:
⚙️ Понимание принципов робототехнического проектирования:
🎯 Оцените свое понимание (1-5 баллов):
🔧 Физика колесного движения: ⭐⭐⭐⭐⭐
📐 Типы колесных конфигураций: ⭐⭐⭐⭐⭐
🎯 Инженерный анализ и выбор: ⭐⭐⭐⭐⭐
🎤 Презентация технических решений: ⭐⭐⭐⭐⭐
🔬 Универсальные законы инженерии:
⚙️ Специфика робототехнического проектирования:
🌍 Связь с реальными инженерными проектами:
🔮 Тенденции технологического развития:
Адаптивные колесные системы:
Гибридные конфигурации:
Материалы и технологии:
Управление и автономность:
1. Исследование реального робота Выберите один робот на колесном ходу и подготовьте краткое сообщение:
1Структура отчета:
2- Название и производитель робота
3- Область применения и основные задачи
4- Тип колесной системы и обоснование выбора
5- Основные технические характеристики
6- Преимущества и ограничения данной системы
Примеры роботов для исследования:
2. Таблица преимуществ и недостатков Создать детальную таблицу для одного типа колесной системы:
Аспект | Преимущества | Недостатки | Способы минимизации недостатков |
---|---|---|---|
Конструкция | |||
Управление | |||
Энергоэффективность | |||
Применимость |
3. Концепция специализированного робота Разработать концепцию робота для конкретной задачи:
Выберите одну из задач:
Техническое задание на робота:
11. Анализ задачи и условий работы
22. Требования к мобильности и маневренности
33. Выбор и обоснование колесной системы
44. Расчет основных параметров (размеры, мощность)
55. Анализ преимуществ предлагаемого решения
4. Схематичный чертеж Создать технический эскиз робота с указанием:
Проект 1: “Эволюция колесных систем в автомобилестроении” Исследовать развитие колесных технологий:
Проект 2: “Биоинспирированные колесные системы” Изучить природные механизмы движения:
Проект 3: “Математическое моделирование колесных систем” Углубленный математический анализ:
🔧 Инженерные компетенции:
🔬 Научно-технические знания:
🎯 Практические навыки:
🎯 Ключевые выводы исследования:
**“Не существует универсально лучшей колесной системы - вы