🧪 Эксперименты • 📊 Данные • 📈 Графики • 🔍 Анализ
5 класс • Технология • 90 минут
👨🏫 Учитель: Ахметов Рустам
🏫 Школа: ГБОУ № 1362
📅 Дата: 2025-06-11
🎯 Миссия: Стать исследователями-робототехниками!
🔬 Наша исследовательская миссия:
🎯 Результат исследования:
🤖 Задача инженера-робототехника: Компания разрабатывает робота-помощника для дома. Робот должен эффективно передвигаться по различным поверхностям:
❓ Ключевые вопросы исследования:
🧠 Гипотеза 1: “Влияние материала колес”
1H1: Резиновые колеса обеспечивают лучшее сцепление и более высокую
2 скорость на всех типах поверхностей по сравнению с пластиковыми
3
4Обоснование: Резина имеет больший коэффициент трения
🧠 Гипотеза 2: “Влияние текстуры поверхности”
1H2: На шероховатых поверхностях (ковер) роботы движутся медленнее,
2 но с лучшей управляемостью, чем на гладких (линолеум)
3
4Обоснование: Шероховатость увеличивает трение
🧠 Гипотеза 3: “Влияние размера колес”
1H3: Большие колеса лучше преодолевают препятствия,
2 но хуже работают на ровных поверхностях
3
4Обоснование: Геометрические особенности контакта
🧠 Гипотеза 4: “Универсальность решений”
1H4: Не существует идеального типа колес для всех поверхностей -
2 нужны компромиссные решения
3
4Обоснование: Различные физические принципы взаимодействия
🔬 Независимые переменные (что мы изменяем):
📏 Зависимые переменные (что мы измеряем):
🎯 Контролируемые переменные (что держим постоянным):
🧪 Серия 1: Движение по горизонтальным поверхностям
1Цель: Определить влияние типа поверхности и колес на скорость
2
3Методика:
41. Установить дистанцию 2 метра
52. Для каждой комбинации (колеса × поверхность):
6 - Запустить робота на максимальной мощности
7 - Измерить время прохождения дистанции (3 раза)
8 - Вычислить среднюю скорость
93. Зафиксировать качественные наблюдения
10
11Поверхности: линолеум, ковер, дерево, наждачная бумага
12Типы колес: резина, пластик, гусеницы, протектор
🧪 Серия 2: Преодоление наклонных поверхностей
1Цель: Найти максимальный угол подъема для разных комбинаций
2
3Методика:
41. Начать с угла 10°
52. Пытаться заехать на наклон
63. При успехе увеличить угол на 5°
74. При неудаче зафиксировать предыдущий угол как максимальный
85. Повторить для всех комбинаций
9
10Углы: от 10° до 60° с шагом 5°
🧪 Серия 3: Преодоление вертикальных препятствий
1Цель: Определить максимальную высоту преодолеваемого препятствия
2
3Методика:
41. Использовать набор препятствий высотой 0.5, 1, 1.5, 2, 2.5, 3 см
52. Для каждого типа колес найти максимальную преодолеваемую высоту
63. Проверить на разных поверхностях
74. Зафиксировать технику преодоления (качение, подпрыгивание, застревание)
🔧 Подготовка роботов:
📐 Подготовка измерительной базы:
👥 Распределение ролей в группе:
| Тип колес | Поверхность | Попытка 1, с | Попытка 2, с | Попытка 3, с | Среднее время, с | Скорость, м/с | Наблюдения |
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Резиновые | Линолеум | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ |
| Ковер | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Дерево | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Наждачная бумага | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Пластиковые | Линолеум | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ |
| Ковер | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Дерево | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Наждачная бумага | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Гусеничные | Линолеум | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ |
| Ковер | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Дерево | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Наждачная бумага | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ |
📝 Формула расчета скорости:
1Скорость = Расстояние / Среднее время = 2 м / t_среднее
📋 Чек-лист наблюдений для каждого теста:
🎯 Поведение при старте:
🏃 Характер движения:
🔊 Звуковые характеристики:
⚡ Энергопотребление (по поведению моторов):
🔍 Вопросы для анализа после серии 1:
Какая комбинация показала максимальную скорость?
Какая комбинация показала минимальную скорость?
Как влияет тип поверхности на одинаковые колеса?
1Резиновые колеса:
2Линолеум > Дерево > Ковер > Наждачная (предполагаемый порядок)
3
4Фактический порядок: ___________________
Как влияет материал колес на одинаковой поверхности?
1На линолеуме:
2_______ > _______ > _______ (от быстрых к медленным)
Соответствуют ли результаты вашим гипотезам?
🔧 Подготовка наклонной плоскости:
1АЛГОРИТМ Настройка_угла_наклона():
2 1. Установить наклонную плоскость на угол 10°
3 2. Проверить угол транспортиром
4 3. Убедиться в устойчивости конструкции
5 4. Отметить зону разгона (20 см до подъема)
6 5. Подготовить страховочную зону за подъемом
7КОНЕЦ АЛГОРИТМА
📏 Процедура измерения:
1АЛГОРИТМ Измерение_максимального_угла():
2 текущий_угол = 10°
3 успех = ИСТИНА
4
5 ПОКА успех И текущий_угол ≤ 60°:
6 Установить_угол(текущий_угол)
7 Запустить_робота_с_разгона()
8
9 ЕСЛИ робот_преодолел_подъем() ТО
10 максимальный_угол = текущий_угол
11 текущий_угол = текущий_угол + 5°
12 ИНАЧЕ
13 успех = ЛОЖЬ
14 КОНЕЦ ЕСЛИ
15 КОНЕЦ ПОКА
16
17 ВОЗВРАТ максимальный_угол
18КОНЕЦ АЛГОРИТМА
| Тип колес | Поверхность наклона | Макс. угол, ° | Характер преодоления | Причина остановки |
|---|---|---|---|---|
| Резиновые | Дерево | ___ | ___ | ___ |
| Ковер | ___ | ___ | ___ | |
| Наждачная бумага | ___ | ___ | ___ | |
| Линолеум | ___ | ___ | ___ | |
| Пластиковые | Дерево | ___ | ___ | ___ |
| Ковер | ___ | ___ | ___ | |
| Наждачная бумага | ___ | ___ | ___ | |
| Линолеум | ___ | ___ | ___ | |
| Гусеничные | Дерево | ___ | ___ | ___ |
| Ковер | ___ | ___ | ___ | |
| Наждачная бумага | ___ | ___ | ___ | |
| Линолеум | ___ | ___ | ___ |
🔍 Коды характера преодоления:
🚫 Коды причин остановки:
📐 Теоретический расчет максимального угла:
Для робота массой m на наклоне с углом α:
1Сила тяги вдоль наклона ≥ Составляющая веса + Сила трения
2
3F_тяги ≥ m×g×sin(α) + μ×m×g×cos(α)
4
5Максимальный угол при F_тяги = F_макс:
6tg(α_макс) = (F_макс/(m×g) - μ) / (1 + μ×tg(α_макс))
7
8Упрощенно: α_макс ≈ arctg(F_макс/(m×g) - μ)
🧪 Практическое применение:
1РАСЧЕТ для резиновых колес на дереве:
2Если измеренный максимальный угол = 35°
3То коэффициент сцепления:
4μ ≈ F_тяги/(m×g) - tg(35°) = F_тяги/(m×g) - 0.7
5
6Это позволяет предсказать поведение на других поверхностях!
🏆 Рейтинг эффективности по углам подъема:
1-е место (лучшие результаты):
2-е место:
3-е место:
📊 Закономерности:
💡 Рекомендации для конструкторов:
Для преодоления крутых подъемов:
1✅ Использовать: _______________ колеса
2✅ Предпочтительная поверхность: _______________
3✅ Дополнительные меры: понижение центра тяжести, увеличение мощности
Для универсального применения:
1🔄 Компромиссное решение: _______________ колеса
2📊 Обеспечивает углы до: _____° на большинстве поверхностей
3⚖️ Баланс между проходимостью и скоростью
Ограничения и рекомендации:
1⚠️ Избегать комбинации: _______________ на _______________
2📋 Причина: _______________
3🛠️ Альтернативное решение: _______________
🔧 Подготовка препятствий:
1Набор тестовых препятствий:
2📏 0.5 см - Тонкая книга
3📏 1.0 см - Карандаш
4📏 1.5 см - Толстая книга
5📏 2.0 см - Стопка тетрадей
6📏 2.5 см - Деревянная планка
7📏 3.0 см - Кирпич (учебный)
8
9Требования к препятствиям:
10✅ Устойчивость (не сдвигаются при контакте)
11✅ Достаточная длина (робот полностью помещается сверху)
12✅ Безопасность (нет острых краев)
🎯 Процедура тестирования:
1АЛГОРИТМ Тест_преодоления_препятствий():
2 ДЛЯ каждого_типа_колес:
3 ДЛЯ каждой_поверхности:
4 высота = 0.5
5
6 ПОКА высота ≤ 3.0:
7 Установить_препятствие(высота)
8 результат = Попытка_преодоления()
9
10 ЕСЛИ результат = УСПЕХ ТО
11 максимальная_высота = высота
12 высота = высота + 0.5
13 ИНАЧЕ
14 ВЫХОД ИЗ ЦИКЛА
15 КОНЕЦ ЕСЛИ
16 КОНЕЦ ПОКА
17
18 Записать(максимальная_высота)
19 КОНЕЦ ДЛЯ
20 КОНЕЦ ДЛЯ
21КОНЕЦ АЛГОРИТМА
| Тип колес | Поверхность | Макс. высота, см | Техника преодоления | Диаметр колеса, см | Отношение h/d |
|---|---|---|---|---|---|
| Резиновые | Линолеум | ___ | ___ | ___ | ___ |
| Ковер | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Дерево | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Наждачная бумага | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Пластиковые | Линолеум | ___ | ___ | ___ | ___ |
| Ковер | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Дерево | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Наждачная бумага | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Большие колеса | Линолеум | ___ | ___ | ___ | ___ |
| Ковер | ___ | ___ | ___ | ___ | |
| Гусеничные | Линолеум | ___ | ___ | ___ | ___ |
| Ковер | ___ | ___ | ___ | ___ |
🔍 Коды техники преодоления:
🧮 Теоретическая связь размера колеса и препятствия:
1Для преодоления препятствия высотой h колесом радиуса R:
2
3Минимальный радиус: R_мин = h / (2×sin(α/2))
4где α - угол контакта с препятствием
5
6Практическое правило: R ≥ h + запас_безопасности
7
8Для уверенного преодоления: R ≥ 1.5×h
9Для гарантированного преодоления: R ≥ 2×h
📊 Проверка теоретических предсказаний:
| Диаметр колеса | Теоретический максимум h = d/2 | Практический результат | Эффективность, % |
|---|---|---|---|
| 4 см | 2.0 см | ___ см | ___ |
| 6 см | 3.0 см | ___ см | ___ |
| 8 см | 4.0 см | ___ см | ___ |
🔍 Анализ отклонений:
💡 Наблюдаемые стратегии роботов:
1. Техника “Качение”:
1Описание: Колесо плавно поднимается на препятствие
2Условия: Большой диаметр колеса, достаточная мощность
3Эффективность: Высокая для препятствий h < d/2
4Энергозатраты: Низкие
2. Техника “Подпрыгивание”:
1Описание: Робот подпрыгивает при контакте с препятствием
2Условия: Высокая скорость подхода, жесткие колеса
3Эффективность: Средняя, зависит от точности
4Энергозатраты: Высокие
3. Техника “Штурм”:
1Описание: Робот "вползает" на препятствие с пробуксовкой
2Условия: Высокая мощность, хорошее сцепление
3Эффективность: Низкая, много энергии
4Энергозатраты: Очень высокие
4. Техника “Обход”:
1Описание: Робот не может преодолеть препятствие напрямую
2Необходимость: Поиск альтернативного пути
3Применение: При h > критической высоты
🔧 Оптимизация для преодоления препятствий:
Решение 1: Увеличение диаметра колес
1Преимущества:
2+ Лучшее преодоление препятствий
3+ Плавность движения
4+ Меньшее энергопотребление
5
6Недостатки:
7- Увеличение габаритов робота
8- Ухудшение маневренности
9- Больший вес конструкции
Решение 2: Гусеничный ход
1Преимущества:
2+ Отличная проходимость
3+ Большая площадь контакта
4+ Стабильность на неровностях
5
6Недостатки:
7- Сложность конструкции
8- Высокое трение качения
9- Шумность работы
Решение 3: Адаптивная подвеска
1Принцип: Колеса независимо адаптируются к рельефу
2Реализация: Качающиеся рычаги, пружинная подвеска
3Эффект: Сохранение контакта всех колес с поверхностью
Решение 4: Активные системы
1Примеры:
2- Откидные колеса для увеличения клиренса
3- Выдвижные опоры для преодоления ступеней
4- Трансформируемые конструкции
📊 График 1: Скорость движения по горизонтальным поверхностям
1Инструкция по построению:
2
31. Ось X: Тип поверхности (Линолеум, Дерево, Ковер, Наждачная)
42. Ось Y: Скорость движения (м/с)
53. Отдельные линии для каждого типа колес
64. Масштаб: от 0 до максимальной скорости + 10%
7
8Ожидаемый характер:
9- Убывающая зависимость от гладкости к шероховатости
10- Резиновые колеса показывают наиболее стабильные результаты
11- Пластиковые колеса имеют большой разброс по поверхностям
📊 График 2: Максимальные углы подъема
1Формат: Столбчатая диаграмма
2
3Группировка: По типам колес
4Подгруппы: По типам поверхностей наклона
5Ось Y: Угол в градусах (0-60°)
6
7Дополнительно:
8- Линия безопасного угла (30°)
9- Зона экстремальных углов (45°+)
10- Цветовое кодирование по эффективности
📊 График 3: Зависимость высоты препятствия от диаметра колеса
1Тип: Точечная диаграмма с линией тренда
2
3Ось X: Диаметр колеса (см)
4Ось Y: Максимальная высота препятствия (см)
5Теоретическая линия: h = d/2
6Практические точки: Результаты экспериментов
7
8Анализ: Отклонение практических результатов от теории
📊 Расчет средних значений и разброса:
1ДЛЯ каждой комбинации (колеса, поверхность):
2 среднее = (попытка1 + попытка2 + попытка3) / 3
3
4 разброс = |максимум - минимум|
5
6 стандартное_отклонение = √(Σ(xi - среднее)² / n)
7
8 коэффициент_вариации = стандартное_отклонение / среднее × 100%
📈 Таблица статистических показателей:
| Комбинация | Среднее | Мин | Макс | Разброс | СКО | Коэфф. вариации, % |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Резина + Линолеум | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ |
| Резина + Ковер | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ |
| Пластик + Линолеум | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ |
| … | … | … | … | … | … | … |
🔍 Интерпретация коэффициента вариации:
30% - высокая нестабильность
📊 Поиск связей между параметрами:
Гипотеза 1: Связь скорости и угла подъема
1Предположение: Комбинации с высокой скоростью
2также показывают большие углы подъема
3
4Проверка:
5Составить пары (скорость, угол) для каждой комбинации
6Построить точечную диаграмму
7Оценить корреляцию визуально и численно
Гипотеза 2: Влияние коэффициента трения
1Расчет относительного коэффициента:
2k_трения = скорость_на_поверхности / скорость_на_линолеуме
3
4Ранжирование поверхностей по k_трения:
51. _________ (k = ___)
62. _________ (k = ___)
73. _________ (k = ___)
84. _________ (k = ___)
Гипотеза 3: Универсальность решений
1Индекс универсальности = среднее_по_всем_поверхностям / максимум_возможный
2
3Расчет для каждого типа колес:
4- Резина: ___
5- Пластик: ___
6- Гусеницы: ___
7
8Вывод о наиболее универсальном решении: ___________
📈 Обнаруженные зависимости:
1. Влияние шероховатости поверхности:
1Закономерность: С увеличением шероховатости скорость _______ (уменьшается/увеличивается)
2
3Исключения: _______________
4
5Физическое объяснение: _______________
2. Влияние материала колес:
1Рейтинг по скорости: _______ > _______ > _______
2
3Рейтинг по проходимости: _______ > _______ > _______
4
5Вывод о компромиссах: _______________
3. Масштабные эффекты:
1Влияние размера колеса:
2- На скорость: _______________
3- На проходимость: _______________
4- На энергопотребление: _______________
5
6Оптимальный размер для универсального применения: _______ см
4. Неожиданные результаты:
1Результат, противоречащий ожиданиям: _______________
2
3Возможные объяснения:
41. _______________
52. _______________
63. _______________
7
8Необходимость дополнительных экспериментов: _______________
🎯 Подтверждение/опровержение гипотез:
Гипотеза 1: “Преимущество резиновых колес”
1Статус: ☐ Полностью подтверждена ☐ Частично подтверждена ☐ Опровергнута
2
3Результаты:
4- На гладких поверхностях: _______________
5- На шероховатых поверхностях: _______________
6- При преодолении препятствий: _______________
7
8Вывод: _______________
Гипотеза 2: “Влияние текстуры поверхности”
1Статус: ☐ Полностью подтверждена ☐ Частично подтверждена ☐ Опровергнута
2
3Обнаруженная зависимость:
4Скорость: Линолеум _____ Дерево _____ Ковер _____ Наждачная
5
6Управляемость: _______________
7
8Вывод: _______________
Гипотеза 3: “Влияние размера колес”
1Статус: ☐ Полностью подтверждена ☐ Частично подтверждена ☐ Опровергнута
2
3Результаты:
4- Преодоление препятствий: диаметр _____ см показал лучшие результаты
5- Скорость на ровной поверхности: диаметр _____ см был оптимальным
6- Энергоэффективность: _______________
7
8Вывод: _______________
Гипотеза 4: “Отсутствие универсального решения”
1Статус: ☐ Полностью подтверждена ☐ Частично подтверждена ☐ Опровергнута
2
3Анализ универсальности:
4- Наиболее универсальное решение: _______________
5- Индекс универсальности: _____%
6- Специализированные решения показали превосходство в: _______________
7
8Вывод: _______________
🏠 Для домашнего робота-помощника:
1Основные требования:
2✅ Движение по линолеуму (70% времени)
3✅ Движение по ковру (20% времени)
4✅ Преодоление порогов до 2 см (ежедневно)
5✅ Низкий уровень шума
6
7Рекомендуемое решение:
8🔧 Тип колес: _______________
9📏 Диаметр: _______ см
10🎯 Обоснование: _______________
11
12Альтернативные варианты:
131. _______________
142. _______________
🏭 Для промышленного робота:
1Основные требования:
2✅ Высокая скорость передвижения
3✅ Точность позиционирования
4✅ Работа на бетонных полах
5✅ Преодоление технологических порогов
6
7Рекомендуемое решение:
8🔧 Тип колес: _______________
9📏 Диаметр: _______ см
10🎯 Обоснование: _______________
🌍 Для робота-исследователя:
1Основные требования:
2✅ Максимальная проходимость
3✅ Работа на разных грунтах
4✅ Преодоление препятствий до 5 см
5✅ Энергоэффективность
6
7Рекомендуемое решение:
8🔧 Тип привода: _______________
9📏 Размеры: _______________
10🎯 Обоснование: _______________
💡 Инновационные концепции на основе исследования:
1. Адаптивные колеса:
1Концепция: Колеса с изменяемой жесткостью
2Принцип: Мягкие для сцепления, жесткие для скорости
3Реализация: _______________
4Ожидаемые преимущества: _______________
2. Гибридный привод:
1Концепция: Комбинация колесного и гусеничного хода
2Принцип: Переключение режимов в зависимости от задачи
3Критерии переключения: _______________
4Технические сложности: _______________
3. Умная система выбора режима:
1Концепция: Автоматический выбор оптимальных параметров
2Входные данные: Тип поверхности, требуемая скорость, препятствия
3Алгоритм принятия решений: _______________
4Датчики для реализации: _______________
🎓 Вклад в понимание робототехники:
Новые знания:
Подтвержденные принципы:
Области для дальнейших исследований:
🔬 Методологические достижения:
📊 Практическая ценность:
1. Отчет по исследованию Оформите полный научный отчет по проведенному исследованию:
📄 Структура отчета:
📊 Требования к оформлению:
2. Эскиз универсального колеса Разработайте концепцию колеса, эффективного на разных поверхностях:
🎨 Содержание эскиза:
🔧 Технические требования:
🔬 Для исследователей: Расширьте исследование дополнительными экспериментами:
📊 Направления расширения:
📝 Методика:
🧮 Для математиков: Создайте математическую модель оптимального колеса:
📐 Задачи моделирования:
💻 Инструменты:
🛠️ Для инженеров: Спроектируйте систему автоматической адаптации:
⚙️ Техническое задание:
🔧 Варианты реализации:
📚 Дополнительная литература:
💻 Онлайн-ресурсы:
🔧 Практические ресурсы:
🔬 Исследовательские навыки:
📊 Аналитические навыки:
🛠️ Инженерные навыки:
🎯 Ключевые научные выводы:
“Не существует универсально лучшего решения - есть оптимальные решения для конкретных задач”
“Экспериментальные данные важнее теоретических предположений”
“Научный подход позволяет принимать обоснованные инженерные решения”
🔮 Применение в будущем:
🎯 Самооценка исследовательских навыков (1-5 баллов):
🔬 Планирование эксперимента: ⭐⭐⭐⭐⭐ 📊 Сбор и обработка данных: ⭐⭐⭐⭐⭐ 📈 Построение графиков: ⭐⭐⭐⭐⭐ 🔍 Анализ результатов: ⭐⭐⭐⭐⭐ 💡 Формулирование выводов: ⭐⭐⭐⭐⭐
🔬 Техника “Закончи предложение”:
🎪 Поделитесь впечатлениями:
🔮 Следующий урок: “Ультразвуковые датчики расстояния”
🎯 Готовимся к новым исследованиям:
🔬 ВЫ СТАЛИ НАСТОЯЩИМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ!
Теперь вы умеете проводить научные эксперименты, анализировать данные и делать обоснованные выводы - это основа всей современной науки и техники!