Skip to main content

Ktp 5

Курс “Робототехника” для 5 класса

Урок 1. Робототехника, сферы применения

Межпредметные связи:

  • Физика: Понятие о механических системах, преобразование энергии
  • Математика: Координатная плоскость, системы координат роботов

Содержание урока: История робототехники, классификация роботов по сферам применения, базовые принципы работы робототехнических систем


Урок 2. Практическая работа «Мой робот-помощник»

Межпредметные связи:

  • Физика: Механическая работа, выполняемая роботами
  • Математика: Измерение параметров робота (габариты, вес)

Задача: Разработка концепции и эскиза робота для решения конкретной бытовой задачи

Практический результат: Презентация с расчетом основных параметров робота-помощника


Урок 3. Конструирование робототехнической модели

Межпредметные связи:

  • Физика: Понятие о центре тяжести, устойчивости конструкций
  • Математика: Геометрические формы, симметрия в конструкциях

Содержание урока: Основные конструктивные элементы роботов, принципы соединения деталей, обеспечение жесткости конструкции


Урок 4. Практическая работа «Сортировка деталей конструктора»

Межпредметные связи:

  • Математика: Классификация, множества, группировка по признакам
  • Физика: Физические характеристики материалов деталей

Задача: Систематизация деталей по функциональному назначению, размерам, форме

Практический результат: Создание классификационной таблицы элементов конструктора


Урок 5. Механическая передача, её виды

Межпредметные связи:

  • Физика: Преобразование движения, понятие о механической передаче
  • Математика: Расчет передаточных чисел, угловые скорости

Содержание урока: Виды механических передач (зубчатая, ременная, цепная), их свойства и применение в робототехнике


Урок 6. Практическая работа «Сборка модели с ременной или зубчатой передачей»

Межпредметные связи:

  • Физика: Экспериментальное определение передаточного отношения
  • Математика: Расчет скорости вращения выходного вала по входному

Задача: Конструирование механизма с заданным передаточным числом

Измерение: Определение выигрыша в силе или скорости при разных передаточных числах


Урок 7. Электронные устройства: электродвигатель и контроллер

Межпредметные связи:

  • Физика: Электрический ток, электромагнитная индукция, принцип работы электродвигателя
  • Математика: Пропорциональная зависимость между напряжением и скоростью вращения

Содержание урока: Типы электродвигателей, понятие о контроллере, принципы управления двигателем


Урок 8. Практическая работа «Подключение мотора к контроллеру, управление вращением»

Межпредметные связи:

  • Физика: Электрические цепи, подключение потребителей энергии
  • Математика: Линейная зависимость, построение графика зависимости скорости от мощности

Задача: Составление схемы подключения и управление скоростью вращения двигателя

Измерение: Построение графика зависимости скорости вращения от параметров управляющего сигнала


Урок 9. Алгоритмы. Роботы как исполнители

Межпредметные связи:

  • Математика: Понятие алгоритма, последовательности действий, логические операции
  • Информатика: Линейные алгоритмы, блок-схемы

Содержание урока: Понятие алгоритма в робототехнике, команды и их параметры, структура программы


Урок 10. Практическая работа «Сборка модели робота, программирование мотора»

Межпредметные связи:

  • Физика: Преобразование электрической энергии в механическую
  • Математика: Расчет времени движения по заданному расстоянию и скорости

Задача: Программирование движения робота по прямой на заданное расстояние

Измерение: Сравнение заданных и фактических параметров движения, расчет погрешности


Урок 11. Датчики, функции, принцип работы

Межпредметные связи:

  • Физика: Физические явления, используемые в различных типах датчиков
  • Математика: Преобразование физических величин в цифровые значения

Содержание урока: Классификация датчиков, принципы преобразования физических величин в электрические сигналы, примеры использования


Урок 12. Практическая работа «Сборка модели робота, программирование датчика нажатия»

Межпредметные связи:

  • Физика: Механическое воздействие, электрические контакты
  • Математика: Логические операции (истина/ложь), двоичная система

Задача: Создание робота, реагирующего на препятствие с помощью датчика нажатия

Практический результат: Робот, изменяющий движение при столкновении с препятствием


Урок 13. Создание кодов программ для двух датчиков нажатия

Межпредметные связи:

  • Математика: Логические операции (И, ИЛИ, НЕ), комбинаторика состояний датчиков
  • Физика: Обработка входных сигналов от нескольких источников

Содержание урока: Принципы создания алгоритмов для обработки информации от нескольких датчиков, логические условия в программе


Урок 14. Практическая работа «Программирование модели робота с двумя датчиками нажатия»

Межпредметные связи:

  • Математика: Булева алгебра, таблицы истинности
  • Физика: Взаимодействие робота с окружающей средой через несколько точек контакта

Задача: Создание алгоритма, реагирующего на различные комбинации сигналов от датчиков

Практический результат: Робот, демонстрирующий разное поведение при срабатывании разных датчиков


Урок 15. Оптические датчики в робототехнике

Межпредметные связи:

  • Физика: Оптика, отражение и поглощение света
  • Математика: Преобразование показаний датчиков в числовые значения

Содержание урока: Принцип работы фотоэлементов, определение интенсивности света, использование датчиков света и цвета в роботах


Урок 16. Практическая работа «Сборка и программирование робота с датчиком света»

Задача: Создание робота, реагирующего на изменение освещенности

Измерение: Калибровка датчика света с построением графика зависимости показаний от интенсивности освещения

Практический результат: Робот, следующий по линии или реагирующий на свет


Урок 17. Физика движения роботов: трение и сцепление с поверхностью

Межпредметные связи:

  • Физика: Сила трения, коэффициент трения
  • Математика: Расчет сил, действующих на робота

Содержание урока: Виды трения, влияние материалов колес и поверхности на движение робота, преодоление препятствий


Урок 18. Практическая работа «Исследование зависимости движения робота от типа поверхности»

Задача: Провести эксперименты с различными типами колес и поверхностей

Измерение: Составление таблицы результатов и построение графика зависимостей

Практический результат: Выбор оптимального типа колес для разных поверхностей


Урок 19. Измерения и точность в робототехнике: датчики расстояния

Межпредметные связи:

  • Физика: Ультразвук, скорость звука в разных средах
  • Математика: Расчет расстояния по времени прохождения сигнала

Содержание урока: Принцип работы ультразвуковых датчиков, применение в робототехнике


Урок 20. Практическая работа «Программирование робота для определения расстояния до препятствий»

Задача: Сборка и программирование робота с ультразвуковым датчиком

Измерение: Определение точности измерений и построение таблицы погрешностей

Практический результат: Робот, останавливающийся перед препятствием на заданном расстоянии


Урок 21. Простые механизмы в робототехнике: рычаги и передаточные отношения

Межпредметные связи:

  • Физика: Рычаги, моменты сил, равновесие
  • Математика: Пропорции, расчет выигрыша в силе

Содержание урока: Принципы действия рычагов, применение в манипуляторах и захватах роботов


Урок 22. Практическая работа «Конструирование манипулятора с использованием рычажных механизмов»

Задача: Разработка и сборка робота-манипулятора с захватом

Измерение: Расчет грузоподъемности манипулятора в зависимости от длины рычагов

Практический результат: Робот, способный захватывать и перемещать легкие предметы


Урок 23. Энергия и питание роботов: источники энергии

Межпредметные связи:

  • Физика: Электрический ток, напряжение, мощность
  • Математика: Расчет энергопотребления, время работы от батарей

Содержание урока: Типы источников питания роботов, аккумуляторы и батареи, энергоэффективность


Урок 24. Практическая работа «Исследование зависимости времени работы робота от нагрузки»

Задача: Провести эксперименты по измерению времени работы робота при разных задачах

Измерение: Построение графика зависимости времени работы от потребляемой мощности

Практический результат: Оптимизация программы для более эффективного использования энергии


Урок 25. Групповой творческий проект по робототехнике: обоснование проекта

Межпредметные связи:

  • Математика: Планирование проекта, структурирование задач
  • Физика: Научное обоснование технических решений

Содержание урока: Постановка проектной задачи, определение технических требований к роботу, распределение ролей в группе

Практический результат: Техническое задание на разработку модели робота


Урок 26. Определение этапов группового проекта по робототехнике. Сборка модели

Межпредметные связи:

  • Математика: Геометрические расчеты при проектировании, пропорции модели
  • Физика: Расчет устойчивости конструкции, балансировка

Содержание урока: Разработка плана-графика выполнения проекта, сборка базовой конструкции робота

Практический результат: Физическая модель робота, готовая к программированию


Урок 27. Программирование модели робота. Оценка качества модели робота

Межпредметные связи:

  • Физика: Тестирование физических параметров модели (скорость, мощность)
  • Математика: Оценка точности выполнения задач, вычисление погрешностей

Содержание урока: Разработка алгоритма работы робота, написание и отладка программы

Практический результат: Функционирующая модель робота с базовым программным управлением


Урок 28. Испытание модели робота. Подготовка проекта к защите

Межпредметные связи:

  • Физика: Проведение серии экспериментов по проверке работоспособности
  • Математика: Статистическая обработка результатов испытаний

Содержание урока: Методика испытаний робототехнической модели, выявление и устранение недостатков

Практический результат: Подготовка презентации проекта с графиками и таблицами результатов


Урок 29. Защита проекта по робототехнике

Межпредметные связи:

  • Математика: Представление количественных результатов проекта
  • Физика: Демонстрация физических принципов работы созданного робота

Содержание урока: Публичная презентация проекта, демонстрация работы робота, ответы на вопросы

Практический результат: Видеозапись работы робота, мультимедийная презентация


Урок 30. Мир профессий в робототехнике

Межпредметные связи:

  • Математика: Статистика востребованности профессий, прогнозирование
  • Физика: Технологические процессы, где применяются роботы

Содержание урока: Обзор профессий, связанных с робототехникой (инженер-робототехник, проектировщик, программист, оператор), их востребованность и перспективы

Практический результат: Аналитическая таблица «Профессии будущего в робототехнике»