Ktp 5
Курс “Робототехника” для 5 класса
Урок 1. Робототехника, сферы применения
Межпредметные связи:
- Физика: Понятие о механических системах, преобразование энергии
- Математика: Координатная плоскость, системы координат роботов
Содержание урока: История робототехники, классификация роботов по сферам применения, базовые принципы работы робототехнических систем
Урок 2. Практическая работа «Мой робот-помощник»
Межпредметные связи:
- Физика: Механическая работа, выполняемая роботами
- Математика: Измерение параметров робота (габариты, вес)
Задача: Разработка концепции и эскиза робота для решения конкретной бытовой задачи
Практический результат: Презентация с расчетом основных параметров робота-помощника
Урок 3. Конструирование робототехнической модели
Межпредметные связи:
- Физика: Понятие о центре тяжести, устойчивости конструкций
- Математика: Геометрические формы, симметрия в конструкциях
Содержание урока: Основные конструктивные элементы роботов, принципы соединения деталей, обеспечение жесткости конструкции
Урок 4. Практическая работа «Сортировка деталей конструктора»
Межпредметные связи:
- Математика: Классификация, множества, группировка по признакам
- Физика: Физические характеристики материалов деталей
Задача: Систематизация деталей по функциональному назначению, размерам, форме
Практический результат: Создание классификационной таблицы элементов конструктора
Урок 5. Механическая передача, её виды
Межпредметные связи:
- Физика: Преобразование движения, понятие о механической передаче
- Математика: Расчет передаточных чисел, угловые скорости
Содержание урока: Виды механических передач (зубчатая, ременная, цепная), их свойства и применение в робототехнике
Урок 6. Практическая работа «Сборка модели с ременной или зубчатой передачей»
Межпредметные связи:
- Физика: Экспериментальное определение передаточного отношения
- Математика: Расчет скорости вращения выходного вала по входному
Задача: Конструирование механизма с заданным передаточным числом
Измерение: Определение выигрыша в силе или скорости при разных передаточных числах
Урок 7. Электронные устройства: электродвигатель и контроллер
Межпредметные связи:
- Физика: Электрический ток, электромагнитная индукция, принцип работы электродвигателя
- Математика: Пропорциональная зависимость между напряжением и скоростью вращения
Содержание урока: Типы электродвигателей, понятие о контроллере, принципы управления двигателем
Урок 8. Практическая работа «Подключение мотора к контроллеру, управление вращением»
Межпредметные связи:
- Физика: Электрические цепи, подключение потребителей энергии
- Математика: Линейная зависимость, построение графика зависимости скорости от мощности
Задача: Составление схемы подключения и управление скоростью вращения двигателя
Измерение: Построение графика зависимости скорости вращения от параметров управляющего сигнала
Урок 9. Алгоритмы. Роботы как исполнители
Межпредметные связи:
- Математика: Понятие алгоритма, последовательности действий, логические операции
- Информатика: Линейные алгоритмы, блок-схемы
Содержание урока: Понятие алгоритма в робототехнике, команды и их параметры, структура программы
Урок 10. Практическая работа «Сборка модели робота, программирование мотора»
Межпредметные связи:
- Физика: Преобразование электрической энергии в механическую
- Математика: Расчет времени движения по заданному расстоянию и скорости
Задача: Программирование движения робота по прямой на заданное расстояние
Измерение: Сравнение заданных и фактических параметров движения, расчет погрешности
Урок 11. Датчики, функции, принцип работы
Межпредметные связи:
- Физика: Физические явления, используемые в различных типах датчиков
- Математика: Преобразование физических величин в цифровые значения
Содержание урока: Классификация датчиков, принципы преобразования физических величин в электрические сигналы, примеры использования
Урок 12. Практическая работа «Сборка модели робота, программирование датчика нажатия»
Межпредметные связи:
- Физика: Механическое воздействие, электрические контакты
- Математика: Логические операции (истина/ложь), двоичная система
Задача: Создание робота, реагирующего на препятствие с помощью датчика нажатия
Практический результат: Робот, изменяющий движение при столкновении с препятствием
Урок 13. Создание кодов программ для двух датчиков нажатия
Межпредметные связи:
- Математика: Логические операции (И, ИЛИ, НЕ), комбинаторика состояний датчиков
- Физика: Обработка входных сигналов от нескольких источников
Содержание урока: Принципы создания алгоритмов для обработки информации от нескольких датчиков, логические условия в программе
Урок 14. Практическая работа «Программирование модели робота с двумя датчиками нажатия»
Межпредметные связи:
- Математика: Булева алгебра, таблицы истинности
- Физика: Взаимодействие робота с окружающей средой через несколько точек контакта
Задача: Создание алгоритма, реагирующего на различные комбинации сигналов от датчиков
Практический результат: Робот, демонстрирующий разное поведение при срабатывании разных датчиков
Урок 15. Оптические датчики в робототехнике
Межпредметные связи:
- Физика: Оптика, отражение и поглощение света
- Математика: Преобразование показаний датчиков в числовые значения
Содержание урока: Принцип работы фотоэлементов, определение интенсивности света, использование датчиков света и цвета в роботах
Урок 16. Практическая работа «Сборка и программирование робота с датчиком света»
Задача: Создание робота, реагирующего на изменение освещенности
Измерение: Калибровка датчика света с построением графика зависимости показаний от интенсивности освещения
Практический результат: Робот, следующий по линии или реагирующий на свет
Урок 17. Физика движения роботов: трение и сцепление с поверхностью
Межпредметные связи:
- Физика: Сила трения, коэффициент трения
- Математика: Расчет сил, действующих на робота
Содержание урока: Виды трения, влияние материалов колес и поверхности на движение робота, преодоление препятствий
Урок 18. Практическая работа «Исследование зависимости движения робота от типа поверхности»
Задача: Провести эксперименты с различными типами колес и поверхностей
Измерение: Составление таблицы результатов и построение графика зависимостей
Практический результат: Выбор оптимального типа колес для разных поверхностей
Урок 19. Измерения и точность в робототехнике: датчики расстояния
Межпредметные связи:
- Физика: Ультразвук, скорость звука в разных средах
- Математика: Расчет расстояния по времени прохождения сигнала
Содержание урока: Принцип работы ультразвуковых датчиков, применение в робототехнике
Урок 20. Практическая работа «Программирование робота для определения расстояния до препятствий»
Задача: Сборка и программирование робота с ультразвуковым датчиком
Измерение: Определение точности измерений и построение таблицы погрешностей
Практический результат: Робот, останавливающийся перед препятствием на заданном расстоянии
Урок 21. Простые механизмы в робототехнике: рычаги и передаточные отношения
Межпредметные связи:
- Физика: Рычаги, моменты сил, равновесие
- Математика: Пропорции, расчет выигрыша в силе
Содержание урока: Принципы действия рычагов, применение в манипуляторах и захватах роботов
Урок 22. Практическая работа «Конструирование манипулятора с использованием рычажных механизмов»
Задача: Разработка и сборка робота-манипулятора с захватом
Измерение: Расчет грузоподъемности манипулятора в зависимости от длины рычагов
Практический результат: Робот, способный захватывать и перемещать легкие предметы
Урок 23. Энергия и питание роботов: источники энергии
Межпредметные связи:
- Физика: Электрический ток, напряжение, мощность
- Математика: Расчет энергопотребления, время работы от батарей
Содержание урока: Типы источников питания роботов, аккумуляторы и батареи, энергоэффективность
Урок 24. Практическая работа «Исследование зависимости времени работы робота от нагрузки»
Задача: Провести эксперименты по измерению времени работы робота при разных задачах
Измерение: Построение графика зависимости времени работы от потребляемой мощности
Практический результат: Оптимизация программы для более эффективного использования энергии
Урок 25. Групповой творческий проект по робототехнике: обоснование проекта
Межпредметные связи:
- Математика: Планирование проекта, структурирование задач
- Физика: Научное обоснование технических решений
Содержание урока: Постановка проектной задачи, определение технических требований к роботу, распределение ролей в группе
Практический результат: Техническое задание на разработку модели робота
Урок 26. Определение этапов группового проекта по робототехнике. Сборка модели
Межпредметные связи:
- Математика: Геометрические расчеты при проектировании, пропорции модели
- Физика: Расчет устойчивости конструкции, балансировка
Содержание урока: Разработка плана-графика выполнения проекта, сборка базовой конструкции робота
Практический результат: Физическая модель робота, готовая к программированию
Урок 27. Программирование модели робота. Оценка качества модели робота
Межпредметные связи:
- Физика: Тестирование физических параметров модели (скорость, мощность)
- Математика: Оценка точности выполнения задач, вычисление погрешностей
Содержание урока: Разработка алгоритма работы робота, написание и отладка программы
Практический результат: Функционирующая модель робота с базовым программным управлением
Урок 28. Испытание модели робота. Подготовка проекта к защите
Межпредметные связи:
- Физика: Проведение серии экспериментов по проверке работоспособности
- Математика: Статистическая обработка результатов испытаний
Содержание урока: Методика испытаний робототехнической модели, выявление и устранение недостатков
Практический результат: Подготовка презентации проекта с графиками и таблицами результатов
Урок 29. Защита проекта по робототехнике
Межпредметные связи:
- Математика: Представление количественных результатов проекта
- Физика: Демонстрация физических принципов работы созданного робота
Содержание урока: Публичная презентация проекта, демонстрация работы робота, ответы на вопросы
Практический результат: Видеозапись работы робота, мультимедийная презентация
Урок 30. Мир профессий в робототехнике
Межпредметные связи:
- Математика: Статистика востребованности профессий, прогнозирование
- Физика: Технологические процессы, где применяются роботы
Содержание урока: Обзор профессий, связанных с робототехникой (инженер-робототехник, проектировщик, программист, оператор), их востребованность и перспективы
Практический результат: Аналитическая таблица «Профессии будущего в робототехнике»