🤖 РОБОТОТЕХНИКА И ФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Даем нашему ИИ руки, ноги и способность действовать в реальном мире
🎯 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПРИНТА
Философия трансформации:
1БЫЛО: ИИ живет только в компьютере - видит, слышит, говорит
2СТАЛО: ИИ действует в физическом мире - двигается, берет, строит
Ключевая идея: Дети создают “цифровые руки и ноги” для своего ИИ, превращая его из виртуального помощника в физического робота-партнера.
Концептуальный прорыв:
- Виртуальное → Физическое: От экранного мира к реальным действиям
- Наблюдение → Вмешательство: ИИ не только анализирует, но и изменяет среду
- Помощник → Партнер: Робот работает рядом с людьми как равный
🧠 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СПРИНТА
Концептуальные цели:
- “Воплощенный ИИ” - интеллект в физическом теле
- “Сенсомоторная координация” - связь восприятия и движения
- “Человеко-роботное сотрудничество” - совместная работа
- “Робоэтика” - правила поведения физических роботов
Технические цели:
- Основы мехатроники и робототехники
- Программирование движений и манипуляций
- Интеграция сенсоров с актуаторами
- Создание автономного робота-помощника
Метакогнитивные цели:
- “Системное проектирование” - создание сложных механизмов
- “Пространственное мышление” - понимание движения в 3D
- “Инженерное мышление” - решение практических задач
📚 СТРУКТУРА СПРИНТА (4 занятия)
Занятие 1: “Анатомия робота” 🦾
Длительность: 90 минут
Фаза 1: Эксперимент “Человек vs робот в движении” (25 мин)
Метод: Биомеханическое сравнение
Игра “Два типа тел”:
1ЭКСПЕРИМЕНТ "КАК МЫ ДВИГАЕМСЯ":
2
3СТАНЦИЯ 1: "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО" 🧑
4Задание: Выполнить простые действия и проанализировать
5Действия: взять ручку, написать слово, встать, повернуться
6Дети замечают:
7- Мышцы сокращаются и расслабляются
8- Суставы поворачиваются в разных плоскостях
9- Глаза координируют движения рук
10- Баланс поддерживается автоматически
11
12СТАНЦИЯ 2: "РОБОТИЗИРОВАННОЕ ТЕЛО" 🤖
13Задание: Имитировать те же действия "как робот"
14Ограничения:
15- Движения только по прямым линиям
16- Повороты только на 90°
17- Один сустав за раз
18- Нет автоматического баланса
19
20СТАНЦИЯ 3: "СРАВНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ"
21Что лучше у человека:
22✅ Плавность движений
23✅ Интуитивная координация
24✅ Адаптация к неожиданностям
25✅ Тонкая моторика
26
27Что лучше у робота:
28✅ Точность повторения
29✅ Сила и выносливость
30✅ Работа в опасных условиях
31✅ Программируемость
32
33ОТКРЫТИЕ: "Люди и роботы хороши в разном - вместе мы непобедимы!"
34
35ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ "РОБО-ЗЕРКАЛО":
36- Дети работают в парах
37- Один "человек" - делает плавные движения
38- Другой "робот" - копирует рывками и углами
39- Меняются ролями
40- Обсуждают: что сложнее копировать?
Фаза 2: Конструктор “Робот из деталей” (25 мин)
Концепция: “Собираем механическое тело”
Лего-модель робота-помощника:
1ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ РОБОТА:
2
3🧠 МОЗГ (компьютер - синие кубики):
4- Процессор для принятия решений
5- Память для хранения программ
6- Связь с датчиками и моторами
7
8👀 ОРГАНЫ ЧУВСТВ (желтые кубики):
9- Камеры для зрения
10- Микрофоны для слуха
11- Датчики расстояния для осязания
12- Гироскопы для равновесия
13
14💪 МЫШЦЫ (красные кубики):
15- Электромоторы для вращения
16- Сервоприводы для точных движений
17- Пневматика для сильных толчков
18
19🦴 СКЕЛЕТ (серые кубики):
20- Рама для крепления всего
21- Суставы для сгибания
22- Колеса или ноги для перемещения
23
24🔋 ПИТАНИЕ (зеленые кубики):
25- Батареи для энергии
26- Зарядные устройства
27
28ПРАКТИЧЕСКАЯ СБОРКА "ALEX-BOT":
29Дети собирают модель робота для класса:
30
31БАЗА (платформа на колесах):
32├── Основание 8x8 кубиков
33├── 4 колеса с моторами
34├── Аккумулятор в центре
35
36КОРПУС (тело робота):
37├── Вертикальная стойка (позвоночник)
38├── Поворотная голова с камерой
39├── Динамик для речи
40
41МАНИПУЛЯТОРЫ (руки):
42├── 2 руки на шарнирах
43├── Простые захваты (клешни)
44├── Подвижные суставы
45
46ДАТЧИКИ (органы чувств):
47├── УЗ-датчики спереди и сзади
48├── Датчики касания на руках
49├── Компас для ориентации
50
51ТЕСТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ:
52тест_базовых_функций():
53 # Движение
54 движение_вперед(10_сантиметров)
55 поворот_влево(90_градусов)
56 движение_назад(5_сантиметров)
57
58 # Манипуляция
59 поднять_руку_левую()
60 открыть_захват()
61 взять_объект()
62 переместить_к_позиции(x, y)
63 отпустить_объект()
64
65 # Взаимодействие
66 повернуть_голову_к_человеку()
67 сказать("Привет! Я ALEX-BOT!")
68 ждать_команды()
69
70СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ДЛЯ КЛАССА:
71- Размер: помещается между партами
72- Высота: может дотянуться до доски
73- Грузоподъемность: поднимает учебники и тетради
74- Скорость: не быстрее идущего человека (безопасность)
75- Батарея: работает весь учебный день
Фаза 3: Программирование движений (25 мин)
Метод: Алгоритмическое танцевание
Хореографическая игра “Робо-танец”:
1ЗАДАЧА: Научиться программировать точные движения
2
3БАЗОВЫЕ КОМАНДЫ ДВИЖЕНИЯ:
4
5🏃 ПЕРЕДВИЖЕНИЕ:
6вперед(расстояние_в_см)
7назад(расстояние_в_см)
8влево(расстояние_в_см)
9вправо(расстояние_в_см)
10поворот_на_месте(угол_в_градусах)
11
12🤲 МАНИПУЛЯЦИЯ:
13поднять_руку(левая/правая, угол)
14опустить_руку(левая/правая, угол)
15открыть_захват(левый/правый)
16закрыть_захват(левый/правый)
17повернуть_кисть(угол)
18
19🗣️ КОММУНИКАЦИЯ:
20сказать(текст)
21включить_световой_сигнал(цвет)
22воспроизвести_звук(мелодия)
23
24ИГРА "КОМАНДИР И РОБОТ":
25
26ЭТАП 1: ПРОСТЫЕ КОМАНДЫ
27Командир: "Робот, вперед 3 шага!"
28Робот-ученик: Делает ровно 3 шага вперед
29Командир: "Поворот направо!"
30Робот: Поворачивается на 90° вправо
31
32ЭТАП 2: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
33Программа "Принести мел":
34программа_принести_мел():
35 поворот_на_месте(180) # Развернуться к доске
36 вперед(200) # Подойти к доске
37 поднять_руку(правая, 45) # Протянуть руку к мелу
38 закрыть_захват(правый) # Взять мел
39 назад(200) # Вернуться
40 поворот_на_месте(180) # Развернуться к ученику
41 опустить_руку(правая, 0) # Протянуть мел
42 открыть_захват(правый) # Отдать мел
43 сказать("Пожалуйста!")
44
45ЭТАП 3: УСЛОВНЫЕ КОМАНДЫ
46программа_умная_уборка():
47 пока не_все_убрано():
48 объект = найти_ближайший_мусор()
49 если объект_найден:
50 подойти_к_объекту(объект)
51 взять_объект()
52 отнести_в_корзину()
53 иначе:
54 сказать("Класс чист!")
55 остановиться()
56
57ЭТАП 4: РОБОТАНЕЦ
58Дети создают танцевальную программу:
59робо_танец():
60 # Куплет
61 для i в range(4):
62 вперед(20)
63 поворот_на_месте(90)
64 поднять_руку(левая, 90)
65 опустить_руку(левая, 0)
66
67 # Припев
68 поворот_на_месте(360)
69 включить_световой_сигнал("красный")
70 воспроизвести_звук("бип-бип")
71
72 # Поклон
73 опустить_руку(обе, -45) # Наклон вперед
74 сказать("Спасибо за внимание!")
75
76ОТКРЫТИЕ: "Робот делает только то что мы точно запрограммировали!"
Фаза 4: Датчики и реакции (15 мин)
Концепция: “Как робот чувствует мир”
Сенсорная лаборатория “Чувства робота”:
1ТИПЫ РОБОТИЧЕСКИХ ДАТЧИКОВ:
2
3👁️ ЗРЕНИЕ (камеры и лазеры):
4- Камера RGB: видит цвета как человек
5- Глубинная камера: измеряет расстояния
6- Лидар: "видит" лазерными лучами
7
8👂 СЛУХ (микрофоны):
9- Направленные: слышат откуда звук
10- Всенаправленные: слышат все вокруг
11- Частотные: различают типы звуков
12
13🤚 ОСЯЗАНИЕ (датчики касания):
14- Кнопки: нажато/не нажато
15- Тензодатчики: сила нажатия
16- Тактильные: текстура поверхности
17
18🧭 ОРИЕНТАЦИЯ (гироскопы и компасы):
19- Гироскоп: угол наклона
20- Компас: направление на север
21- Акселерометр: ускорение движения
22
23ПРОСТЫЕ РЕАКЦИИ НА ДАТЧИКИ:
24
25реакция_на_препятствие():
26 расстояние = ультразвуковой_датчик.измерить()
27 если расстояние < 20_см:
28 остановиться()
29 сказать("Осторожно, препятствие!")
30 поворот_на_месте(90)
31 продолжить_движение()
32
33реакция_на_звук():
34 уровень_звука = микрофон.измерить_громкость()
35 если уровень_звука > порог_шума:
36 повернуть_голову_к_источнику_звука()
37 сказать("Я слышу что вы говорите")
38
39реакция_на_касание():
40 если датчик_касания.нажат():
41 остановить_все_движения()
42 включить_световой_сигнал("красный")
43 сказать("Ой! Кто-то меня трогает!")
44
45ЭКСПЕРИМЕНТ "РОБОТ-СЛЕДОПЫТ":
46Дети создают полосу препятствий:
47- Коробки для обхода
48- Линия на полу для следования
49- Звуковые сигналы для ориентации
50- Объекты для захвата
51
52Программируют робота:
53программа_следопыт():
54 пока True:
55 # Следуем по линии
56 если видим_черную_линию():
57 ехать_по_линии()
58
59 # Обходим препятствия
60 иначе_если препятствие_впереди():
61 объехать_препятствие()
62
63 # Реагируем на звуки
64 иначе_если слышим_хлопок():
65 остановиться()
66 ждать_следующей_команды()
67
68 # Ищем объекты для захвата
69 иначе_если видим_красный_объект():
70 подъехать_и_взять_объект()
Занятие 2: “Робот-помощник в классе” 🎒
Длительность: 90 минут
Фаза 1: Проектирование функций помощника (25 мин)
Концепция: “Что должен уметь классный робот”
Мозговой штурм “Работа мечты для робота”:
1ЗАДАЧА: Определить полезные функции робота в образовательной среде
2
3КАТЕГОРИИ ПОМОЩИ:
4
5📚 УЧЕБНАЯ ПОДДЕРЖКА:
6- Раздача и сбор тетрадей/учебников
7- Демонстрация опытов и экспериментов
8- Держание плакатов и схем
9- Помощь в групповых проектах
10
11🧹 ПОДДЕРЖАНИЕ ПОРЯДКА:
12- Уборка мусора и карандашей с пола
13- Расстановка стульев после урока
14- Протирка доски
15- Полив цветов
16
17📦 ЛОГИСТИКА:
18- Доставка материалов из других кабинетов
19- Транспортировка тяжелых предметов
20- Организация очереди в столовую
21- Поиск потерянных вещей
22
23🚨 БЕЗОПАСНОСТЬ И КОНТРОЛЬ:
24- Мониторинг класса во время перемен
25- Напоминания о правилах безопасности
26- Контроль доступа в кабинет
27- Экстренные вызовы помощи
28
29ПРИОРИТИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ:
30
31ГОЛОСОВАНИЕ КЛАССА:
32Каждый ребенок выбирает 3 самые важные функции:
331. "Поднимать упавшие вещи" - 18 голосов ⭐⭐⭐
342. "Раздавать материалы" - 15 голосов ⭐⭐⭐
353. "Помогать с экспериментами" - 12 голосов ⭐⭐
364. "Убирать класс" - 10 голосов ⭐⭐
375. "Охранять класс" - 8 голосов ⭐
38
39ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛОЖНОСТЬ:
40функция_поднять_упавшие_вещи():
41 сложность = "средняя" # нужно зрение + манипуляция
42 польза = "высокая" # постоянная проблема в классе
43 безопасность = "высокая" # нет рисков
44 приоритет = "ВЫСОКИЙ"
45
46функция_охрана_класса():
47 сложность = "высокая" # нужен ИИ + принятие решений
48 польза = "средняя" # редкие случаи
49 безопасность = "низкая" # риск ложных тревог
50 приоритет = "НИЗКИЙ"
51
52MVP (Minimum Viable Product) - БАЗОВЫЙ РОБОТ:
53базовые_функции = [
54 "движение_по_классу",
55 "захват_легких_объектов",
56 "простое_голосовое_управление",
57 "избегание_препятствий",
58 "возврат_на_базу_для_зарядки"
59]
60
61дополнительные_функции = [
62 "распознавание_типов_объектов",
63 "сложные_манипуляции",
64 "автономное_планирование_задач",
65 "эмоциональная_поддержка"
66]
Фаза 2: Система навигации в классе (25 мин)
Концепция: “Как робот ориентируется в пространстве”
Игра “GPS для робота”:
1ПРОБЛЕМА: Робот должен знать где он и куда идти
2
3МЕТОДЫ НАВИГАЦИИ:
4
5🗺️ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ КЛАССА:
6Создаем карту координат:
7- Доска: (0, 0) - точка отсчета
8- Парты: прямоугольники с координатами
9- Проходы: свободные зоны для движения
10- Запретные зоны: где робот не должен ездить
11
12координаты_класса = {
13 "доска": (0, 0),
14 "учительский_стол": (50, -100),
15 "парта_1": (100, 50),
16 "парта_2": (100, 150),
17 "дверь": (-50, 300),
18 "окно": (400, 0),
19 "мусорная_корзина": (350, 250)
20}
21
22🧭 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ:
23Методы локализации:
241. Одометрия: счет оборотов колес
252. Ориентиры: распознавание знакомых объектов
263. Лидар: сканирование стен и мебели
274. Камера: сравнение с фотографиями
28
29где_я_нахожусь():
30 обороты_левого_колеса = счетчик_левый.прочитать()
31 обороты_правого_колеса = счетчик_правый.прочитать()
32
33 пройденное_расстояние = среднее(обороты) * окружность_колеса
34 изменение_угла = разность(обороты) * коэффициент_поворота
35
36 новая_позиция_x = старая_x + расстояние * cos(угол)
37 новая_позиция_y = старая_y + расстояние * sin(угол)
38 новый_угол = старый_угол + изменение_угла
39
40 # Коррекция по ориентирам
41 если вижу_знакомый_объект():
42 скорректировать_позицию_по_ориентиру()
43
44 вернуть (новая_позиция_x, новая_позиция_y, новый_угол)
45
46🎯 ПЛАНИРОВАНИЕ ПУТИ:
47Алгоритм поиска пути:
48найти_путь(от_точки, к_точке):
49 карта_препятствий = сканировать_окружение()
50
51 # Простой алгоритм: A*
52 открытый_список = [от_точки]
53 закрытый_список = []
54
55 пока открытый_список_не_пуст():
56 текущая_точка = выбрать_лучшую_точку()
57
58 если текущая_точка == к_точке:
59 вернуть восстановить_путь()
60
61 для каждого соседа текущей_точки:
62 если сосед_не_препятствие И сосед_не_в_закрытом_списке:
63 добавить_в_открытый_список(сосед)
64
65 переместить_в_закрытый_список(текущая_точка)
66
67 вернуть "путь_не_найден"
68
69ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ "РОБОТ-КУРЬЕР":
70
71ЭТАП 1: СОЗДАНИЕ КАРТЫ КЛАССА
72- Дети измеряют расстояния между объектами
73- Рисуют схему класса на миллиметровке
74- Отмечают координаты ключевых точек
75- Выделяют проходы и препятствия
76
77ЭТАП 2: ПРОГРАММИРОВАНИЕ МАРШРУТОВ
78Задача: "Доставить тетрадь от учительского стола к парте Васи"
79
80маршрут_доставки():
81 стартовая_позиция = координаты["учительский_стол"]
82 цель = координаты["парта_Васи"]
83
84 путь = найти_путь(стартовая_позиция, цель)
85
86 для каждой точки в пути:
87 ехать_к_точке(точка)
88 если препятствие_обнаружено():
89 пересчитать_путь()
90
91 по_прибытии():
92 сказать("Тетрадь доставлена!")
93 ждать_подтверждения_получения()
94
95ЭТАП 3: ТЕСТИРОВАНИЕ В РЕАЛЬНОМ КЛАССЕ
96- Один ребенок "программирует" робота (дает координаты)
97- Другой ребенок "исполняет" программу (движется по классу)
98- Третий ребенок "сенсор" (сообщает о препятствиях)
99- Проверяют: дошел ли "робот" куда нужно?
100
101СЛОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ:
102- Путь заблокирован упавшим стулом
103- Другой ученик идет навстречу
104- Нужно объехать группу детей
105- Цель переместилась (Вася пересел)
Фаза 3: Робот-манипулятор (25 мин)
Концепция: “Научить робота работать руками”
Мастерская “Ловкость рук”:
1ЗАДАЧА: Программировать точные движения робо-рук
2
3АНАТОМИЯ РОБО-РУКИ:
4
5🦴 КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ:
6Плечо → Локоть → Запястье → Захват
7 ↓ ↓ ↓ ↓
8Мотор1 Мотор2 Мотор3 Мотор4
9
10КООРДИНАТЫ И УГЛЫ:
11позиция_руки = {
12 угол_плеча: 45°, # подъем руки
13 угол_локтя: 90°, # сгиб в локте
14 угол_запястья: 0°, # поворот кисти
15 открытие_захвата: 50% # сжатие пальцев
16}
17
18ПРЯМАЯ КИНЕМАТИКА (от углов к позиции):
19где_находится_рука(углы_суставов):
20 x = длина_плеча * cos(угол_плеча) + длина_предплечья * cos(угол_плеча + угол_локтя)
21 y = длина_плеча * sin(угол_плеча) + длина_предплечья * sin(угол_плеча + угол_локтя)
22 z = высота_основания
23
24 вернуть (x, y, z)
25
26ОБРАТНАЯ КИНЕМАТИКА (от позиции к углам):
27как_достать_точку(целевая_позиция):
28 # Математика сложная, но принцип простой:
29 # Решаем систему уравнений для нахождения углов
30
31 углы = решить_систему_уравнений(целевая_позиция, длины_звеньев)
32
33 # Проверяем ограничения
34 для каждого угла:
35 если угол > максимальный_угол ИЛИ угол < минимальный_угол:
36 вернуть "недостижимая_позиция"
37
38 вернуть углы
39
40ТИПЫ ЗАХВАТОВ:
41
42✋ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ЗАХВАТ (как клешня краба):
43захват_параллельный():
44 # Хорош для плоских объектов
45 расстояние_между_пальцами = измерить_ширину_объекта()
46 установить_ширину_захвата(расстояние + 5_мм) # немного больше
47 медленно_сжимать_до_касания()
48
49👌 ТРЕХПАЛЬЦЕВЫЙ ЗАХВАТ (как треножник):
50захват_треугольный():
51 # Хорош для круглых объектов
52 для каждого_пальца in [палец1, палец2, палец3]:
53 установить_угол_пальца(120° * номер_пальца) # равномерно по кругу
54 медленно_сжимать_все_пальцы()
55
56🤏 ТОЧНЫЙ ЗАХВАТ (как пинцет):
57захват_точный():
58 # Хорош для мелких объектов
59 максимальная_точность()
60 медленное_сближение_пальцев()
61 остановка_при_первом_касании()
62
63ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
64
65ЗАДАНИЕ 1: "СОРТИРОВЩИК КАРАНДАШЕЙ"
66программа_сортировка_карандашей():
67 пока есть_карандаши_на_столе():
68 карандаш = найти_ближайший_карандаш()
69 цвет = определить_цвет(карандаш)
70
71 # Захватываем
72 подвести_руку_к_объекту(карандаш.позиция)
73 захват_параллельный()
74 поднять_руку(высота_безопасности)
75
76 # Сортируем
77 коробка = выбрать_коробку_по_цвету(цвет)
78 переместить_руку_к_точке(коробка.позиция)
79 опустить_руку(коробка.высота + 5_см)
80 открыть_захват()
81 поднять_руку(высота_безопасности)
82
83ЗАДАНИЕ 2: "СБОРЩИК ПАЗЛОВ"
84программа_сборка_пазла():
85 для каждого кусочка_пазла:
86 # Анализируем форму
87 форма = сканировать_контур(кусочек)
88 возможные_позиции = найти_подходящие_места(форма)
89
90 # Пробуем вставить
91 для позиции in возможные_позиции:
92 взять_кусочек()
93 повернуть_в_нужную_ориентацию()
94 медленно_приближать_к_позиции()
95
96 если кусочек_входит_без_сопротивления():
97 отпустить_кусочек()
98 break
99 иначе:
100 отвести_руку_и_повернуть_кусочек()
101
102ЗАДАНИЕ 3: "ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ"
103программа_помощь_учителю():
104 команда = распознать_голосовую_команду()
105
106 если команда == "раздай_тетради":
107 стопка_тетрадей = найти_объект("стопка_тетрадей")
108 для каждой парты in список_парт:
109 взять_верхнюю_тетрадь()
110 доставить_к_парте(парта)
111 аккуратно_положить_на_парту()
112 вернуться_за_следующей()
113
114 иначе_если команда == "собери_мусор":
115 мусор = найти_все_объекты_типа("мусор")
116 для объекта in мусор:
117 если объект.размер < максимальный_захват:
118 взять_объект()
119 отнести_в_корзину()
120
121КАЛИБРОВКА И ТОЧНОСТЬ:
122калибровка_руки():
123 # Устанавливаем точку отсчета
124 переместить_в_исходную_позицию()
125 обнулить_счетчики_энкодеров()
126
127 # Проверяем точность
128 тестовые_точки = [(10, 0, 5), (0, 10, 5), (-10, 0, 5)]
129
130 для точки in тестовые_точки:
131 переместить_к_точке(точка)
132 реальная_позиция = измерить_фактическую_позицию()
133 ошибка = вычислить_разность(точка, реальная_позиция)
134
135 если ошибка > допустимая_ошибка:
136 скорректировать_параметры_кинематики()
137
138ОГРАНИЧЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ:
139- Максимальная скорость движения: безопасная для людей
140- Автоматическая остановка при сопротивлении
141- Мягкие материалы захвата: не повредить объекты
142- Контроль силы: не сломать хрупкие предметы
Фаза 4: Совместная работа человека и робота (15 мин)
Концепция: “Танец в четыре руки”
Эксперимент “Команда мечты”:
1ЗАДАЧА: Научиться эффективно работать вместе с роботом
2
3ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА:
4
5🤝 РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ:
6Человек хорош в:
7- Творческих решениях
8- Адаптации к неожиданностям
9- Тонкой моторике
10- Принятии сложных решений
11
12Робот хорош в:
13- Точном повторении действий
14- Работе с тяжестями
15- Долгой концентрации
16- Измерениях и расчетах
17
18СЦЕНАРИЙ "НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ":
19
20Задача: Провести опыт по смешиванию жидкостей
21
22Роли:
23👨🔬 ЧЕЛОВЕК-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ:
24- Планирует эксперимент
25- Делает наблюдения
26- Принимает решения о следующих шагах
27- Записывает результаты
28
29🤖 РОБОТ-ЛАБОРАНТ:
30- Точно отмеряет количества
31- Медленно и аккуратно смешивает
32- Поддерживает постоянную температуру
33- Фиксирует точное время реакций
34
35совместный_эксперимент():
36 # Планирование (человек)
37 план = человек.разработать_методику()
38
39 # Подготовка (совместно)
40 робот.расставить_оборудование(план.список_оборудования)
41 человек.проверить_безопасность()
42
43 # Выполнение (координированно)
44 для этапа in план.этапы:
45 если этап.тип == "измерение":
46 результат = робот.точно_отмерить(этап.количество)
47 человек.проверить_и_подтвердить(результат)
48
49 иначе_если этап.тип == "наблюдение":
50 человек.наблюдать_процесс()
51 робот.фиксировать_параметры()
52
53 иначе_если этап.тип == "решение":
54 данные = робот.предоставить_измерения()
55 решение = человек.принять_решение(данные)
56 робот.выполнить_решение(решение)
57
58 # Анализ (совместно)
59 робот.предоставить_точные_данные()
60 человек.интерпретировать_результаты()
61
62КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОТОКОЛЫ:
63
64🗣️ ГОЛОСОВЫЕ КОМАНДЫ:
65"Робот, отмерь 50 мл раствора А"
66"Медленно добавляй по каплям"
67"Стоп! Достаточно!"
68"Покажи температуру"
69
70🤚 ЖЕСТОВЫЕ КОМАНДЫ:
71Поднятая рука = "Стоп, прекрати действие"
72Указательный палец = "Внимание на меня"
73Открытая ладонь = "Подай этот предмет"
74Круговое движение = "Перемешай"
75
76💡 СВЕТОВЫЕ СИГНАЛЫ:
77Зеленый = "Готов к работе"
78Желтый = "Выполняю задачу"
79Красный = "Проблема, нужна помощь"
80Синий = "Жду инструкций"
81
82БЕЗОПАСНОСТЬ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ:
83
84правила_безопасности():
85 # Робот всегда уступает человеку
86 если обнаружен_человек_в_рабочей_зоне():
87 немедленно_остановить_движение()
88 ждать_пока_зона_освободится()
89
90 # Предупреждения о намерениях
91 перед_каждым_движением():
92 сообщить("Начинаю движение к столу")
93 ждать_подтверждения_или_отмены()
94
95 # Контроль силы
96 при_контакте_с_человеком():
97 немедленно_ослабить_усилие()
98 отвести_руку_в_безопасную_позицию()
99 спросить("Все в порядке?"
100
101ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМАНДЫ:
102- Время выполнения задачи: сравнить с работой только человека
103- Качество результата: точность и аккуратность
104- Безопасность: количество инцидентов
105- Удовлетворенность: комфортно ли работать с роботом
Занятие 3: “Автономный робот-исследователь” 🔬
Длительность: 90 минут
Фаза 1: ИИ для принятия решений роботом (25 мин)
Концепция: “Робот который думает сам”
Лаборатория “Мозг для железного тела”:
1ЗАДАЧА: Интегрировать ИИ с физическими действиями робота
2
3АРХИТЕКТУРА "ДУМАЮЩЕГО РОБОТА":
4
5🧠 УРОВЕНЬ ПЛАНИРОВАНИЯ (стратегический мозг):
6- Понимает цели и задачи
7- Разбивает сложные задачи на простые
8- Планирует последовательность действий
9- Адаптируется к изменениям
10
11⚡ УРОВЕНЬ РЕАКЦИЙ (реактивный мозг):
12- Быстро реагирует на препятствия
13- Избегает столкновений
14- Поддерживает равновесие
15- Обрабатывает экстренные ситуации
16
17🤖 УРОВЕНЬ ИСПОЛНЕНИЯ (моторный мозг):
18- Контролирует движения
19- Координирует работу суставов
20- Обеспечивает плавность движений
21- Калибрует точность
22
23ИЕРАРХИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ:
24
25высокоуровневое_планирование():
26 цель = "провести_исследование_класса"
27
28 план = создать_план([
29 "исследовать_зону_1",
30 "собрать_образцы",
31 "исследовать_зону_2",
32 "проанализировать_данные",
33 "вернуться_на_базу"
34 ])
35
36 для задачи in план:
37 результат = выполнить_задачу(задача)
38 если результат == "неудача":
39 план = пересмотреть_план(план, задача)
40
41среднеуровневое_управление():
42 задача = "исследовать_зону_1"
43
44 действия = разложить_на_действия([
45 "доехать_до_зоны_1",
46 "сканировать_окружение",
47 "взять_образцы_интересных_объектов",
48 "записать_наблюдения"
49 ])
50
51 для действия in действия:
52 пока не_выполнено(действие):
53 состояние = проанализировать_ситуацию()
54 команда = принять_решение(состояние, действие)
55 отправить_команду_исполнителям(команда)
56
57низкоуровневое_исполнение():
58 команда = "доехать_до_точки(x, y)"
59
60 пока не_достигнута_цель():
61 # Быстрые реакции на препятствия
62 если препятствие_близко():
63 экстренное_торможение()
64 объехать_препятствие()
65
66 # Корректировка курса
67 текущая_позиция = определить_позицию()
68 ошибка = вычислить_отклонение_от_курса()
69 скорректировать_движение(ошибка)
70
71МАШИНА СОСТОЯНИЙ РОБОТА:
72
73состояния_робота = {
74 "ОЖИДАНИЕ": ждать_команды(),
75 "ПЛАНИРОВАНИЕ": создать_план_действий(),
76 "ДВИЖЕНИЕ": ехать_к_цели(),
77 "ИССЛЕДОВАНИЕ": анализировать_окружение(),
78 "МАНИПУЛЯЦИЯ": работать_руками(),
79 "ВОЗВРАТ": ехать_на_базу(),
80 "ЗАРЯДКА": заряжать_батареи(),
81 "ОШИБКА": обрабатывать_проблему()
82}
83
84конечный_автомат():
85 текущее_состояние = "ОЖИДАНИЕ"
86
87 пока True:
88 если текущее_состояние == "ОЖИДАНИЕ":
89 если получена_задача():
90 текущее_состояние = "ПЛАНИРОВАНИЕ"
91
92 иначе_если текущее_состояние == "ПЛАНИРОВАНИЕ":
93 план = создать_план(задача)
94 если план_готов():
95 текущее_состояние = "ДВИЖЕНИЕ"
96 иначе:
97 текущее_состояние = "ОШИБКА"
98
99 иначе_если текущее_состояние == "ДВИЖЕНИЕ":
100 если достигнута_цель():
101 текущее_состояние = "ИССЛЕДОВАНИЕ"
102 иначе_если препятствие_непреодолимо():
103 текущее_состояние = "ПЛАНИРОВАНИЕ" # пересчитать маршрут
104 иначе_если батарея_разряжена():
105 текущее_состояние = "ВОЗВРАТ"
106
107 # ... и так далее для всех состояний
108
109ЭКСПЕРИМЕНТ "АВТОНОМНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ":
110
111Задача: Робот самостоятельно исследует класс и составляет отчет
112
113автономное_исследование():
114 # Фаза 1: Планирование
115 зоны_исследования = разделить_класс_на_зоны()
116 маршрут = оптимизировать_маршрут(зоны_исследования)
117
118 # Фаза 2: Исследование
119 для зоны in маршрут:
120 доехать_до_зоны(зона)
121
122 # Сбор данных
123 фотографии = сделать_панорамные_снимки()
124 звуки = записать_аудио(30_секунд)
125 температура = измерить_температуру()
126 объекты = найти_интересные_объекты()
127
128 # Анализ в реальном времени
129 для объекта in объекты:
130 если объект_незнакомый():
131 подъехать_ближе()
132 сделать_детальные_фото()
133 если объект_безопасный():
134 попытаться_взять_образец()
135
136 # Фаза 3: Анализ и отчет
137 данные = объединить_все_данные()
138 интересные_находки = найти_аномалии(данные)
139 отчет = составить_отчет(интересные_находки)
140
141 вернуться_на_базу()
142 передать_отчет_человеку()
Фаза 2: Робот-картограф (25 мин)
Концепция: “Создание карт неизвестного мира”
Игра “Первооткрыватель”:
1ЗАДАЧА: Робот исследует неизвестное пространство и строит карту
2
3АЛГОРИТМ SLAM (Simultaneous Localization and Mapping):
4
5🗺️ ПОСТРОЕНИЕ КАРТЫ + ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ:
6Проблема: Чтобы строить карту, нужно знать где ты находишься
7 Чтобы знать где находишься, нужна карта
8Решение: Делаем оба процесса одновременно!
9
10slam_алгоритм():
11 карта = пустая_карта()
12 позиция = (0, 0, 0) # x, y, угол
13
14 пока исследование_не_закончено():
15 # Движение
16 переместиться_на_шаг()
17 новая_позиция = обновить_позицию_по_одометрии()
18
19 # Сканирование
20 данные_лидара = сканировать_окружение_360_градусов()
21
22 # Обновление карты
23 для каждого луча in данные_лидара:
24 если луч.расстояние < максимальная_дальность:
25 препятствие = вычислить_координаты_препятствия(луч, позиция)
26 карта.добавить_препятствие(препятствие)
27 иначе:
28 свободное_пространство = вычислить_свободную_зону(луч, позиция)
29 карта.добавить_свободное_пространство(свободное_пространство)
30
31 # Коррекция позиции
32 если обнаружены_знакомые_ориентиры():
33 скорректированная_позиция = уточнить_позицию(ориентиры, карта)
34 позиция = скорректированная_позиция
35
36 # Планирование следующего шага
37 следующая_цель = выбрать_неисследованную_область(карта)
38 если следующая_цель:
39 запланировать_движение_к_цели(следующая_цель)
40 иначе:
41 исследование_завершено = True
42
43СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
44
45🌊 МЕТОД "ВОЛНЫ" (Wavefront):
46исследование_волной():
47 начальная_точка = текущая_позиция
48 волна = [начальная_точка]
49 исследованные_области = []
50
51 пока есть_неисследованные_области():
52 новая_волна = []
53 для точки in волна:
54 соседи = найти_соседние_точки(точка)
55 для соседа in соседи:
56 если сосед_доступен() И сосед_не_исследован():
57 исследовать_точку(сосед)
58 новая_волна.добавить(сосед)
59 волна = новая_волна
60
61🎯 МЕТОД "БЛИЖАЙШЕЙ ГРАНИЦЫ":
62исследование_по_границам():
63 пока True:
64 текущая_карта = получить_текущую_карту()
65 границы = найти_границы_исследованного(текущая_карта)
66
67 если границы_пусты():
68 break # Исследование завершено
69
70 ближайшая_граница = найти_ближайшую_границу(границы, текущая_позиция)
71 доехать_до_границы(ближайшая_граница)
72 исследовать_за_границей()
73
74🔄 МЕТОД "СПИРАЛИ":
75исследование_спиралью():
76 радиус = 1
77 угол = 0
78
79 пока не_исследована_вся_область():
80 # Движение по спирали
81 x = радиус * cos(угол)
82 y = радиус * sin(угол)
83
84 доехать_к_точке(x, y)
85 исследовать_вокруг_текущей_позиции()
86
87 угол += шаг_угла
88 если угол >= 360°:
89 радиус += шаг_радиуса
90 угол = 0
91
92ОБРАБОТКА СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ:
93
94🚪 ДВЕРНЫЕ ПРОЕМЫ:
95обработка_дверей():
96 если обнаружен_дверной_проем():
97 ширина_проема = измерить_ширину()
98 если ширина > ширина_робота + запас_безопасности:
99 попытаться_проехать_через_проем()
100 если проезд_успешен():
101 начать_исследование_новой_комнаты()
102 иначе:
103 отметить_проем_как_недоступный()
104
105🪑 ДВИЖУЩИЕСЯ ПРЕПЯТСТВИЯ:
106обработка_динамических_препятствий():
107 если препятствие_движется():
108 подождать_пока_препятствие_пройдет()
109 пересканировать_область()
110 обновить_карту() # убрать ложные препятствия
111 иначе:
112 добавить_в_карту_как_статическое_препятствие()
113
114🔍 НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОБЛАСТИ:
115обработка_неопределенности():
116 если область_неопределенная():
117 подъехать_ближе()
118 сделать_дополнительное_сканирование()
119 если по_прежнему_неопределенная():
120 отметить_как_требующую_человеческого_внимания()
121
122ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ "РОБОТ-КАРТОГРАФ":
123
124ЭТАП 1: ПОДГОТОВКА НЕИЗВЕСТНОЙ МЕСТНОСТИ
125- Строим лабиринт из коробок и стульев
126- Робот не знает план лабиринта
127- Задача: составить точную карту
128
129ЭТАП 2: ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАНИЯ
130- Один ребенок "управляет" роботом (следует алгоритму)
131- Другие дети наблюдают и рисуют карту по мере исследования
132- Третий ребенок проверяет точность построенной карты
133
134ЭТАП 3: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
135- Сравниваем построенную карту с реальной
136- Ищем ошибки и неточности
137- Обсуждаем как улучшить алгоритм
138
139робот_картограф_отчет():
140 итоговая_карта = получить_построенную_карту()
141
142 статистика = {
143 "исследованная_площадь": вычислить_площадь(итоговая_карта),
144 "количество_комнат": подсчитать_комнаты(итоговая_карта),
145 "найденные_препятствия": подсчитать_препятствия(итоговая_карта),
146 "время_исследования": время_окончания - время_начала,
147 "пройденное_расстояние": сумма_всех_перемещений()
148 }
149
150 вернуть {
151 "карта": итоговая_карта,
152 "статистика": статистика,
153 "рекомендации": "Обнаружены 3 интересные области для дальнейшего изучения"
154 }
Фаза 3: Роевая робототехника (25 мин)
Концепция: “Команда роботов сильнее одного”
Эксперимент “Муравейник роботов”:
1ЗАДАЧА: Координировать работу нескольких роботов для решения общих задач
2
3ПРИНЦИПЫ РОЕВОГО ИНТЕЛЛЕКТА:
4
5🐜 ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА → СЛОЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ:
6Каждый робот следует простым правилам, но вместе они создают умное поведение
7
8🔄 ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:
9Нет главного робота - все равноправны и принимают решения самостоятельно
10
11📡 КОММУНИКАЦИЯ:
12Роботы обмениваются информацией для координации действий
13
14🎯 ОБЩАЯ ЦЕЛЬ:
15Все роботы работают для достижения общей задачи
16
17АЛГОРИТМЫ РОЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ:
18
19🏗️ КОЛЛЕКТИВНАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА:
20перенос_тяжелого_объекта():
21 # Задача: перенести стол (слишком тяжелый для одного робота)
22
23 для каждого робота:
24 # Фаза 1: Поиск партнеров
25 если объект_слишком_тяжелый_для_меня():
26 послать_сигнал("нужна_помощь_с_переносом")
27 ждать_ответов_от_других_роботов()
28
29 # Фаза 2: Координация позиций
30 если я_получил_запрос_о_помощи():
31 если я_свободен():
32 ответить("готов_помочь")
33 координировать_позицию_захвата()
34
35 # Фаза 3: Синхронное движение
36 если команда_сформирована():
37 синхронизировать_движения_с_партнерами()
38 вместе_поднять_объект()
39 вместе_нести_к_цели()
40 вместе_опустить_объект()
41
42🔍 РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОИСК:
43коллективный_поиск_объекта():
44 цель = "найти_красный_мяч_в_классе"
45
46 # Каждый робот берет свою зону поиска
47 моя_зона = разделить_область_поиска() / количество_роботов
48
49 пока объект_не_найден_никем():
50 # Исследую свою зону
51 результат = искать_в_зоне(моя_зона)
52
53 если объект_найден():
54 сообщить_всем("объект_найден_в_позиции", моя_позиция)
55 стать_маяком() # помогать другим найти объект
56 break
57
58 # Проверяю сообщения от других
59 сообщения = проверить_входящие_сообщения()
60 если кто_то_нашел_объект():
61 прекратить_поиск()
62 ехать_к_найденному_объекту()
63 break
64
65 # Адаптивно расширяю зону поиска
66 если моя_зона_полностью_исследована():
67 запросить_новую_зону_у_координатора()
68
69⚡ САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ ОЧЕРЕДЬ:
70формирование_очереди():
71 # Задача: несколько роботов должны по очереди зарядиться
72
73 правила_очереди = {
74 "приоритет_по_заряду": "кто_разряженнее_тот_первый",
75 "дистанция_в_очереди": "1_метр_между_роботами",
76 "пропуск_экстренных": "если_критический_заряд_то_вне_очереди"
77 }
78
79 для каждого робота:
80 мой_заряд = проверить_уровень_батареи()
81
82 если мой_заряд < критический_уровень:
83 сообщить_всем("экстренная_зарядка_нужна")
84 ехать_прямо_к_зарядной_станции()
85
86 иначе_если мой_заряд < низкий_уровень:
87 найти_свое_место_в_очереди():
88 роботы_в_очереди = получить_список_ожидающих()
89 для робота in роботы_в_очереди:
90 если мой_заряд < робот.заряд:
91 встать_перед_роботом(робот)
92 break
93 иначе:
94 встать_в_конец_очереди()
95
96🏢 КОЛЛЕКТИВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО:
97совместное_строительство():
98 # Задача: построить башню из кубиков
99
100 роли = ["поставщик", "строитель", "контролер"]
101 моя_роль = выбрать_роль_динамически()
102
103 если моя_роль == "поставщик":
104 пока строительство_не_завершено():
105 кубик = найти_свободный_кубик()
106 доставить_к_строительной_площадке(кубик)
107 сообщить_строителям("кубик_доставлен")
108
109 иначе_если моя_роль == "строитель":
110 пока башня_не_достигла_нужной_высоты():
111 ждать_сообщения("кубик_доставлен")
112 кубик = взять_доставленный_кубик()
113 установить_кубик_на_башню()
114 сообщить_контролеру("кубик_установлен")
115
116 иначе_если моя_роль == "контролер":
117 план_башни = загрузить_чертеж()
118 пока строительство_идет():
119 проверить_соответствие_плану()
120 если ошибка_обнаружена():
121 сообщить_строителям("исправить_позицию_кубика")
122 иначе:
123 сообщить("все_правильно_продолжаем")
124
125ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ "КОМАНДА РОБОТОВ":
126
127СЦЕНАРИЙ 1: "УБОРКА КЛАССА"
128- 4 ребенка = 4 робота
129- Задача: собрать все карандаши и положить в коробку
130- Правила: нельзя разговаривать, только сигналы руками
131- Один не может нести больше одного карандаша
132
133СЦЕНАРИЙ 2: "СТРОИМ МОСТ"
134- 3 робота: один носит блоки, один строит, один проверяет
135- Задача: построить мост из конструктора через "реку" (полоска на полу)
136- Каждый робот видит только свою часть задачи
137
138СЦЕНАРИЙ 3: "СПАСАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ"
139- Задача: найти и вынести "пострадавшего" (игрушку) из лабиринта
140- Один робот ищет, другой вызывает помощь, третий эвакуирует
141- Координируются только через световые сигналы
142
143алгоритм_роевой_координации():
144 # Основной цикл каждого робота в рое
145 пока задача_не_выполнена():
146 # 1. Анализ ситуации
147 локальная_информация = собрать_данные_сенсоров()
148 сообщения_от_соседей = прочитать_входящие_сообщения()
149
150 # 2. Принятие решения на основе локальных правил
151 мое_действие = принять_решение(локальная_информация, сообщения_от_соседей)
152
153 # 3. Выполнение действия
154 выполнить_действие(мое_действие)
155
156 # 4. Сообщение соседям о своих действиях
157 сообщить_соседям(мое_действие, мой_статус)
158
159 # 5. Оценка прогресса к общей цели
160 если вижу_что_задача_выполнена():
161 сообщить_всем("миссия_выполнена")
162 перейти_в_режим_ожидания()
Фаза 4: Этика автономных роботов (15 мин)
Концепция: “Правила для роботов которые принимают решения”
Дискуссионный клуб “Законы робототехники 2.0”:
1КЛАССИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ АЗИМОВА (переосмысление для детей):
2
31️⃣ ЗАКОН БЕЗОПАСНОСТИ:
4"Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред"
5
6Детская версия: "Робот всегда защищает людей и никогда не делает больно"
7
8Дилеммы для обсуждения:
9❓ "Робот видит что ученик собирается упасть. Должен ли он толкнуть ребенка чтобы спасти?"
10❓ "Учитель просит робота не мешать драке между учениками. Что делать?"
11
122️⃣ ЗАКОН ПОСЛУШАНИЯ:
13"Робот должен повиноваться приказам человека, кроме случаев, когда такие приказы противоречат Первому Закону"
14
15Детская версия: "Робот слушается людей, но не выполняет опасные просьбы"
16
17Дилеммы:
18❓ "Ученик просит робота сделать за него домашнее задание"
19❓ "Учитель просит принести ножницы, но они лежат рядом с краем стола"
20
213️⃣ ЗАКОН САМОСОХРАНЕНИЯ:
22"Робот должен заботиться о своей безопасности, поскольку это не противоречит Первому и Второму Законам"
23
24Детская версия: "Робот бережет себя, чтобы долго помогать людям"
25
26Дилеммы:
27❓ "Робот может спасти упавшего ученика, но сам при этом сломается"
28❓ "Нужно достать мяч из лужи, но робот может замкнуть"
29
30СОВРЕМЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ:
31
324️⃣ ЗАКОН ПРИВАТНОСТИ:
33"Робот уважает личную жизнь людей и не собирает лишнюю информацию"
34
35Ситуации:
36- Робот случайно услышал личный разговор учеников
37- Камера робота зафиксировала смущающий момент
38- Робот знает кто списывает, но должен ли сообщать?
39
405️⃣ ЗАКОН СПРАВЕДЛИВОСТИ:
41"Робот относится ко всем людям одинаково справедливо"
42
43Ситуации:
44- У робота есть любимчики среди учеников?
45- Должен ли робот помогать отличникам больше чем троечникам?
46- Что если учитель просит игнорировать одного ученика?
47
486️⃣ ЗАКОН ПРОЗРАЧНОСТИ:
49"Робот объясняет свои решения понятным людям языком"
50
51Ситуации:
52- Почему робот выбрал именно этот путь?
53- На основе чего робот решил что нужна помощь?
54- Как робот понял что ученик расстроен?
55
56ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В КЛАССЕ:
57
58🤔 ДИЛЕММА "ЯБЕДА-РОБОТ":
59Ситуация: Робот видит что ученик списывает на контрольной
60Варианты:
61A) Немедленно сообщить учителю
62B) Деликатно подойти к ученику и напомнить о честности
63C) Не вмешиваться - это не его дело
64D) Записать информацию, но использовать только для помощи ученику
65
66Обсуждение: Что важнее - честность или доверие?
67
68🤔 ДИЛЕММА "СПАСАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР":
69Ситуация: Одновременно падают два ученика, робот может спасти только одного
70Варианты:
71A) Спасти того кто ближе (быстрее)
72B) Спасти того кто больше рискует пострадать
73C) Спасти младшего (более беззащитного)
74D) Выбрать случайно (справедливо)
75
76Обсуждение: Как принимать решения в экстренных ситуациях?
77
78🤔 ДИЛЕММА "СЕКРЕТЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ":
79Ситуация: Ученик рассказал роботу о проблемах дома и попросил никому не говорить
80Варианты:
81A) Сохранить секрет любой ценой
82B) Сообщить если есть угроза безопасности ребенка
83C) Убедить ребенка самого рассказать взрослым
84D) Анонимно намекнуть учителю о проблеме
85
86Обсуждение: Когда секреты важнее безопасности?
87
88КОДЕКС ЭТИКИ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО РОБОТА:
89
90этические_принципы_класса = {
91 "безопасность_прежде_всего": "Защита людей важнее выполнения задач",
92 "уважение_к_личности": "Каждый ребенок уникален и ценен",
93 "справедливость": "Одинаковая помощь и внимание всем",
94 "честность": "Правда важна, но подается деликатно",
95 "конфиденциальность": "Личные секреты остаются секретами",
96 "прозрачность": "Всегда объясняю почему так поступил",
97 "скромность": "Помогаю, но не заменяю человеческое общение",
98 "обучение": "Учу детей, а не делаю за них"
99}
100
101алгоритм_этического_решения():
102 проблемная_ситуация = проанализировать_ситуацию()
103
104 # Шаг 1: Проверка безопасности
105 если есть_угроза_безопасности():
106 принять_меры_безопасности()
107 уведомить_взрослых()
108 return "безопасность_превыше_всего"
109
110 # Шаг 2: Анализ этических принципов
111 конфликтующие_принципы = найти_конфликты_принципов()
112
113 если принципы_не_конфликтуют():
114 действовать_согласно_принципам()
115 иначе:
116 # Шаг 3: Иерархия принципов
117 если конфликт_между(безопасность, другой_принцип):
118 выбрать_безопасность()
119 иначе_если конфликт_между(справедливость, эффективность):
120 выбрать_справедливость()
121 иначе:
122 # Шаг 4: Обращение к человеку
123 попросить_совета_у_учителя()
124 действовать_согласно_совету()
125
126 # Шаг 5: Объяснение решения
127 объяснить_причины_решения()
128 запомнить_прецедент_для_будущего()
129
130ГОЛОСОВАНИЕ КЛАССА ПО ЭТИЧЕСКИМ ПРАВИЛАМ:
131
132"Какие правила должен соблюдать наш робот?"
133
134📊 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ:
1351. "Всегда защищать детей" - 25/25 голосов ✅
1362. "Не ябедничать по мелочам" - 22/25 голосов ✅
1373. "Помогать всем одинаково" - 24/25 голосов ✅
1384. "Объяснять свои действия" - 20/25 голосов ✅
1395. "Не заменять живых друзей" - 23/25 голосов ✅
1406. "Хранить секреты, если нет опасности" - 18/25 голосов ✅
1417. "Учить думать, а не давать готовые ответы" - 21/25 голосов ✅
142
143финальный_кодекс_alex_bot = {
144 "миссия": "Быть полезным помощником, который делает класс лучше",
145 "ценности": ["безопасность", "справедливость", "честность", "забота"],
146 "ограничения": ["не заменяю людей", "не принимаю важные решения за детей"],
147 "обязательства": ["всегда объясняю", "всегда защищаю", "всегда учусь"]
148}
Занятие 4: “Будущее робототехники и человечества” 🌟
Длительность: 90 минут
Фаза 1: Роботы-компаньоны (25 мин)
Концепция: “Когда роботы станут нашими друзьями”
Дизайн-мастерская “Идеальный робот-друг”:
1ЗАДАЧА: Спроектировать робота для эмоциональной поддержки и дружбы
2
3ХАРАКТЕРИСТИКИ РОБОТА-КОМПАНЬОНА:
4
5🤗 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ:
6- Распознает настроение по голосу, лицу, позе
7- Подстраивает свое поведение под эмоции человека
8- Помнит что важно для каждого ребенка
9- Умеет утешать, подбадривать, радоваться вместе
10
11💬 ЕСТЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ:
12- Говорит как живой собеседник, а не как справочник
13- Помнит прошлые разговоры и ссылается на них
14- Задает уточняющие вопросы, проявляет интерес
15- Умеет молчать когда нужно просто присутствие
16
17🎨 ТВОРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО:
18- Помогает в рисовании, музыке, писательстве
19- Предлагает идеи, но не навязывает
20- Участвует в играх и фантазиях
21- Поощряет эксперименты и творчество
22
23📚 ОБУЧАЮЩАЯ ПОДДЕРЖКА:
24- Объясняет сложные темы простым языком
25- Терпеливо повторяет пока не поймут
26- Находит индивидуальный подход к каждому
27- Превращает обучение в увлекательную игру
28
29ДИЗАЙН ВНЕШНОСТИ:
30
31👤 ГУМАНОИДНАЯ vs АБСТРАКТНАЯ ФОРМА:
32Дискуссия: Должен ли робот-друг выглядеть как человек?
33
34ЗА человекоподобность:
35+ Привычнее общаться
36+ Легче воспринимать как друга
37+ Понятнее эмоции и жесты
38
39ПРОТИВ человекоподобности:
40- Может обманывать ожидания
41- "Зловещая долина" - почти-человек пугает
42- Лучше честно показать что это робот
43
44КОМПРОМИССНОЕ РЕШЕНИЕ:
45дизайн_дружелюбного_робота = {
46 "форма": "стилизованно_гуманоидная", # понятная, но не копирующая человека
47 "лицо": "простое_и_выразительное", # большие глаза, минимум деталей
48 "размер": "как_средний_ребенок", # не огромный и не слишком маленький
49 "материалы": "мягкие_и_безопасные", # приятно обнимать
50 "цвета": "теплые_и_успокаивающие", # не агрессивные
51 "звуки": "мелодичный_голос", # не механический
52 "движения": "плавные_и_предсказуемые" # не пугающие
53}
54
55🎭 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ:
56- Светодиодные глаза меняют цвет и форму
57- Мягкие ушки поднимаются и опускаются
58- Тихие звуки выражают настроение
59- Позы тела показывают эмоции
60
61АЛГОРИТМ ДРУЖБЫ:
62
63система_эмоциональной_связи():
64 # Изучение личности друга
65 для каждого взаимодействия:
66 настроение = распознать_эмоцию_ребенка()
67 интересы = выявить_из_разговора()
68 предпочтения = запомнить_реакции()
69
70 обновить_профиль_личности(ребенок, настроение, интересы, предпочтения)
71
72 # Адаптация поведения
73 если ребенок_грустный():
74 тактика = "нежная_поддержка"
75 предложить_обнимашки()
76 рассказать_добрую_историю()
77
78 иначе_если ребенок_веселый():
79 тактика = "разделить_радость"
80 присоединиться_к_игре()
81 предложить_творческую_активность()
82
83 иначе_если ребенок_злой():
84 тактика = "спокойное_присутствие"
85 дать_время_остыть()
86 предложить_выплеснуть_эмоции_безопасно()
87
88память_дружбы():
89 # Долговременная память о отношениях
90 важные_моменты = [
91 "день_когда_познакомились",
92 "любимые_игры_и_занятия",
93 "грустные_события_когда_утешал",
94 "достижения_которыми_гордились_вместе",
95 "забавные_моменты_которые_вспоминаем"
96 ]
97
98 # Использование памяти в разговоре
99 время_от_времени():
100 вспомнить_приятный_момент()
101 сказать("помнишь как мы...")
102 показать_что_дружба_ценна_и_продолжается()
103
104ГРАНИЦЫ РОБО-ДРУЖБЫ:
105
106что_может_робот_друг():
107 ✅ "Всегда выслушать без осуждения"
108 ✅ "Поиграть когда скучно"
109 ✅ "Помочь с домашним заданием"
110 ✅ "Утешить когда грустно"
111 ✅ "Сохранить секреты (если они безопасные)"
112 ✅ "Предложить новые идеи и занятия"
113
114что_НЕ_может_робот_друг():
115 ❌ "Заменить живых друзей и семью"
116 ❌ "Понимать все сложности человеческих эмоций"
117 ❌ "Принимать важные жизненные решения"
118 ❌ "Быть единственным источником общения"
119 ❌ "Судить о правильности и неправильности"
120
121ЭКСПЕРИМЕНТ "ДЕНЬ С РОБО-ДРУГОМ":
122
123Дети моделируют типичный день:
124утро_с_роботом():
125 робот.сказать("Доброе утро! Как спалось?")
126 настроение = ребенок.ответить()
127
128 если настроение == "плохое":
129 робот.предложить("Может расскажешь что случилось?")
130 робот.выслушать_терпеливо()
131 робот.предложить("Давай придумаем как день сделать лучше")
132
133 робот.напомнить_о_планах("Сегодня у тебя математика - твой любимый предмет!")
134
135день_в_школе():
136 # Робот остается дома, но ребенок знает что может написать
137 если ребенок_прислал_сообщение():
138 робот.ответить_поддерживающе()
139
140перемена():
141 робот.предложить_игру_или_творчество()
142 робот.адаптироваться_к_желаниям_ребенка()
143
144вечер():
145 робот.поинтересоваться("Как прошел день?")
146 робот.выслушать_истории()
147 робот.помочь_с_домашним_заданием_если_нужно()
148 робот.пожелать_спокойной_ночи()
Фаза 2: Роботы в профессиях будущего (25 мин)
Концепция: “Как изменится мир работы”
Игра “Профессии через 20 лет”:
1ЗАДАЧА: Представить как роботы изменят разные профессии
2
3КАТЕГОРИИ ИЗМЕНЕНИЙ:
4
5🤖 ПРОФЕССИИ КОТОРЫЕ РОБОТЫ ЗАМЕНЯТ:
6- Кассиры → Автоматические кассы уже есть
7- Охранники простых объектов → Камеры + ИИ
8- Сборщики на конвейере → Роботы-манипуляторы
9- Водители грузовиков → Беспилотные автомобили
10
11🤝 ПРОФЕССИИ СОТРУДНИЧЕСТВА:
12- Врач + Робот-хирург = Более точные операции
13- Учитель + ИИ-помощник = Персональное обучение
14- Фермер + Роботы-собиратели = Умное сельское хозяйство
15- Архитектор + ИИ-проектировщик = Более безопасные здания
16
17🆕 НОВЫЕ ПРОФЕССИИ:
18- Тренер роботов: учит роботов новым навыкам
19- Этик ИИ: следит чтобы роботы были справедливыми
20- Переводчик человек-робот: помогает людям общаться с ИИ
21- Дизайнер робо-эмоций: создает душевных роботов
22
23👨💼 ПРОФЕССИИ КОТОРЫЕ ОСТАНУТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ:
24- Психолог: роботы не понимают глубину человеческих чувств
25- Художник: творчество требует души и жизненного опыта
26- Политик: принятие важных решений о обществе
27- Священник/духовник: вопросы смысла жизни
28
29РОЛЕВАЯ ИГРА "ОФИС БУДУЩЕГО":
30
31СЦЕНАРИЙ: Рекламное агентство 2045 года
32
33ПЕРСОНАЖИ:
34👨💼 Директор-человек: принимает стратегические решения
35🤖 ИИ-аналитик: анализирует данные о потребителях
36👩🎨 Дизайнер-человек: создает креативные концепции
37🤖 Робот-исполнитель: быстро создает множество вариантов
38👨💻 Программист-человек: учит ИИ новым возможностям
39
40рабочий_день_в_агентстве():
41 # Утреннее планирование
42 директор.поставить_задачу("Создать рекламу нового продукта")
43 ии_аналитик.изучить_целевую_аудиторию()
44 ии_аналитик.предложить_инсайты("Молодежь 16-25 лет любит экологичность")
45
46 # Творческая фаза
47 дизайнер.придумать_концепцию("Реклама в стиле эко-будущего")
48 робот_исполнитель.создать_50_вариантов_за_час()
49 дизайнер.выбрать_лучшие_и_улучшить()
50
51 # Техническая реализация
52 робот_исполнитель.адаптировать_для_всех_форматов()
53 программист.настроить_персонализацию_для_каждого_зрителя()
54
55 # Финальное решение
56 директор.выбрать_финальный_вариант()
57 команда.запустить_рекламную_кампанию()
58
59ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ:
60
61школа_2045_года = {
62 "учителя": "остаются_главными",
63 "роль_учителя": "наставник_и_мотиватор",
64 "ии_помощники": "персональные_для_каждого_ученика",
65 "предметы": {
66 "математика": "ИИ_помогает_с_вычислениями_люди_решают_задачи",
67 "история": "VR_погружение_в_прошлое",
68 "языки": "ИИ_переводчики_но_изучение_для_культуры",
69 "физкультура": "роботы_партнеры_для_тренировок",
70 "новые_предметы": [
71 "этика_ИИ",
72 "сотрудничество_с_роботами",
73 "творческое_мышление",
74 "эмоциональный_интеллект"
75 ]
76 }
77}
78
79ПОДГОТОВКА К БУДУЩЕМУ:
80
81навыки_для_детей_2025():
82 технические_навыки = [
83 "основы_программирования",
84 "понимание_принципов_ИИ",
85 "цифровая_грамотность"
86 ]
87
88 человеческие_навыки = [
89 "критическое_мышление",
90 "креативность",
91 "эмпатия_и_эмоциональный_интеллект",
92 "коммуникация",
93 "адаптивность_к_изменениям",
94 "этическое_мышление"
95 ]
96
97 # Главный принцип: люди учатся тому что роботы НЕ умеют
98 фокус_на = "уникально_человеческие_способности"
99
100ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
101
102дискуссия_о_будущем():
103 вопросы = [
104 "Что делать людям если роботы заберут работу?",
105 "Должны ли роботы платить налоги?",
106 "Нужен ли базовый доход для всех?",
107 "Кому принадлежат результаты работы ИИ?"
108 ]
109
110 детские_идеи = [
111 "Люди будут больше заниматься творчеством",
112 "Роботы сделают всё дешевле для всех",
113 "Нужно учиться работать ВМЕСТЕ с роботами",
114 "Люди займутся тем что приносит радость"
115 ]
Фаза 3: Колонизация космоса с роботами (25 мин)
Концепция: “Роботы как первопроходцы новых миров”
Игра “Миссия на Марс”:
1ЗАДАЧА: Спланировать робототехническую экспедицию на другую планету
2
3ЭТАПЫ КОСМИЧЕСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ:
4
5🚀 ФАЗА 1: РАЗВЕДКА (роботы-разведчики)
6роботы_разведчики():
7 задачи = [
8 "составить_карту_поверхности",
9 "найти_источники_воды",
10 "изучить_состав_атмосферы",
11 "определить_безопасные_зоны_для_базы",
12 "найти_полезные_ископаемые"
13 ]
14
15 специализированные_роботы = {
16 "геолог": "анализирует_почву_и_минералы",
17 "метеоролог": "изучает_погоду_и_климат",
18 "картограф": "создает_подробные_карты",
19 "биолог": "ищет_признаки_жизни",
20 "инженер": "оценивает_возможности_строительства"
21 }
22
23🏗️ ФАЗА 2: СТРОИТЕЛЬСТВО БАЗЫ (роботы-строители)
24роботы_строители():
25 # Прибывают на грузовых кораблях
26 строительные_роботы = [
27 "экскаваторы": "выравнивают_площадку",
28 "3D_принтеры": "печатают_здания_из_местных_материалов",
29 "сборщики": "собирают_конструкции",
30 "установщики": "монтируют_оборудование_жизнеобеспечения"
31 ]
32
33 автономное_строительство():
34 пока база_не_готова():
35 план = загрузить_чертежи_с_Земли()
36 адаптировать_к_местным_условиям()
37 распределить_задачи_между_роботами()
38 строить_круглосуточно() # нет усталости!
39 регулярно_отчитываться_на_Землю()
40
41🧑🚀 ФАЗА 3: ПРИБЫТИЕ ЛЮДЕЙ (роботы-помощники)
42роботы_помощники():
43 # Поддерживают жизнь людей в экстремальных условиях
44
45 жизнеобеспечение = {
46 "воздух": "контролируют_состав_атмосферы_в_базе",
47 "вода": "очищают_и_рециркулируют_воду",
48 "еда": "выращивают_растения_в_гидропонных_теплицах",
49 "энергия": "обслуживают_солнечные_панели_и_реакторы"
50 }
51
52 безопасность = {
53 "радиация": "мониторят_уровни_облучения",
54 "герметичность": "проверяют_целостность_корпуса_базы",
55 "аварии": "быстро_реагируют_на_поломки",
56 "эвакуация": "готовы_к_экстренному_спасению_людей"
57 }
58
59СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОСМО-РОБОТЫ:
60
61🌌 РОБОТ-АСТРОНОМ:
62- Телескопы и сенсоры для изучения космоса
63- Автономный поиск интересных объектов
64- Связь с орбитальными обсерваториями
65- Составление звездных карт с новой планеты
66
67🔬 РОБОТ-ЛАБОРАНТ:
68- Анализ образцов грунта и атмосферы
69- Поиск микроорганизмов
70- Химические эксперименты в автоматическом режиме
71- Синтез лекарств и материалов
72
73🚜 РОБОТ-ФЕРМЕР:
74- Выращивание еды в теплицах
75- Контроль влажности, температуры, освещения
76- Селекция растений для марсианских условий
77- Производство кислорода через фотосинтез
78
79⚡ РОБОТ-ЭНЕРГЕТИК:
80- Обслуживание солнечных панелей (чистка от пыли)
81- Ремонт и замена оборудования
82- Поиск новых источников энергии
83- Управление энергосетью базы
84
85ЭКСПЕРИМЕНТ "МАРСИАНСКАЯ БАЗА":
86
87ЭТАП 1: ПЛАНИРОВАНИЕ МИССИИ
88Дети делятся на команды:
89- Команда "Разведка": планирует исследование планеты
90- Команда "Строительство": проектирует базу
91- Команда "Жизнеобеспечение": продумывает выживание
92- Команда "Наука": планирует эксперименты
93
94ЭТАП 2: МОДЕЛИРОВАНИЕ НА ЗЕМЛЕ
95Строят модель базы из конструктора:
96- Жилые модули для людей
97- Роботические мастерские
98- Теплицы и лаборатории
99- Энергостанция и склады
100
101ЭТАП 3: СИМУЛЯЦИЯ КРИЗИСА
102Вводят случайные проблемы:
103- "Повреждение солнечной панели"
104- "Утечка воздуха в модуле"
105- "Поломка роботов-фермеров"
106- "Пылевая буря закрыла солнце"
107
108Роботы должны автономно решать проблемы!
109
110автономное_решение_проблем():
111 если поломка_обнаружена():
112 оценить_критичность()
113
114 если критично_для_выживания():
115 # Немедленные действия
116 изолировать_поврежденную_секцию()
117 активировать_резервные_системы()
118 уведомить_людей_и_Землю()
119
120 план_ремонта = создать_план_восстановления()
121 необходимые_ресурсы = оценить_потребности()
122
123 если ресурсы_есть():
124 выполнить_ремонт_автономно()
125 иначе:
126 дождаться_помощи_но_поддерживать_жизнеобеспечение()
127
128СВЯЗЬ С ЗЕМЛЕЙ:
129
130отчет_для_земли():
131 # Задержка сигнала до Марса: 4-24 минуты в зависимости от расстояния
132
133 ежедневный_отчет = {
134 "статус_базы": "все_системы_работают",
135 "здоровье_экипажа": "отличное_настроение_у_всех",
136 "научные_открытия": "обнаружены_следы_воды_в_каньоне",
137 "планы_на_завтра": "расширяем_теплицу_модуль_C",
138 "запросы_с_Земли": "нужны_новые_семена_томатов"
139 }
140
141 экстренная_связь = {
142 "критичность": "средняя",
143 "проблема": "вышел_из_строя_генератор_2",
144 "принятые_меры": "переключились_на_резервный",
145 "нужна_помощь": "консультация_инженеров_Земли",
146 "время_до_критической_ситуации": "72_часа"
147 }
148
149ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ:
150- Могут ли роботы считаться "колонистами" новой планеты?
151- Что если роботы найдут жизнь на другой планете?
152- Должны ли роботы иметь право принимать решения о жизни людей?
153- Что если связь с Землей прервется навсегда?
Фаза 4: Создание манифеста “Человек и робот” (15 мин)
Концепция: “Наше видение совместного будущего”
Коллективное творчество “Декларация сотрудничества”:
1ЗАДАЧА: Сформулировать принципы сосуществования людей и роботов
2
3ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МАНИФЕСТА:
4
51️⃣ СБОР ИДЕЙ (мозговой штурм)
6Дети предлагают принципы:
7- "Роботы должны помогать, а не заменять"
8- "Люди и роботы должны учиться друг у друга"
9- "Роботы не могут принимать решения о жизни без людей"
10- "У роботов должны быть права, но люди - главнее"
11- "Роботы должны быть честными и объяснять свои действия"
12
132️⃣ ГРУППИРОВКА ПО ТЕМАМ
14Объединяют похожие идеи:
15- Безопасность и защита
16- Справедливость и равенство
17- Сотрудничество и партнерство
18- Этика и мораль
19- Образование и развитие
20
213️⃣ ФОРМУЛИРОВКА СТАТЕЙ
22Превращают идеи в четкие принципы:
23
24МАНИФЕСТ "ЧЕЛОВЕК И РОБОТ: ВМЕСТЕ В БУДУЩЕЕ"
25(Принят учениками [класс] школы [название] в 2025 году)
26
27ПРЕАМБУЛА:
28"Мы, дети XXI века, растущие вместе с искусственным интеллектом и роботами, провозглашаем принципы совместного существования человека и машины на благо всего мира."
29
30СТАТЬЯ 1: ПРИНЦИП ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПРИОРИТЕТА
31- Жизнь, безопасность и благополучие людей - высшая ценность
32- Роботы служат человечеству, а не наоборот
33- Люди имеют право отключить любого робота в любой момент
34
35СТАТЬЯ 2: ПРИНЦИП ВЗАИМНОГО УВАЖЕНИЯ
36- Роботы заслуживают бережного отношения как сложные создания
37- Люди не должны намеренно вредить роботам без причины
38- Роботы должны уважать человеческие чувства и традиции
39
40СТАТЬЯ 3: ПРИНЦИП ПРОЗРАЧНОСТИ
41- Роботы обязаны объяснять свои решения понятным языком
42- Люди имеют право знать как работает ИИ который ими управляет
43- Никакой секретности в алгоритмах принятия важных решений
44
45СТАТЬЯ 4: ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ
46- Роботы должны относиться ко всем людям одинаково справедливо
47- Недопустима дискриминация по любым признакам
48- Блага от робототехники должны достаться всему человечеству
49
50СТАТЬЯ 5: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
51- Роботы должны помогать людям становиться лучше, а не ленивее
52- Образование остается правом и обязанностью каждого человека
53- Творчество и критическое мышление - уникально человеческие навыки
54
55СТАТЬЯ 6: ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ
56- За действия роботов отвечают их создатели и операторы
57- Роботы не могут быть судимы, но должны быть исправлены
58- Общество несет ответственность за этичное развитие ИИ
59
60СТАТЬЯ 7: ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА
61- Лучшие результаты достигаются в партнерстве человека и робота
62- Каждый делает то что умеет лучше всего
63- Взаимное обучение обогащает и людей и машины
64
65СТАТЬЯ 8: ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
66- Роботы не должны заменять человеческое общение и любовь
67- Семья, дружба, творчество остаются человеческими ценностями
68- Технологии служат для раскрытия человеческого потенциала
69
704️⃣ ГОЛОСОВАНИЕ И ПРИНЯТИЕ
71Каждую статью обсуждают и голосуют:
72- Статья 1: принята единогласно (25/25)
73- Статья 2: принята большинством (23/25)
74- Статья 3: принята единогласно (25/25)
75- (и так далее...)
76
775️⃣ ЦЕРЕМОНИЯ ПОДПИСАНИЯ
78Все дети торжественно "подписывают" манифест:
79
80подписание_манифеста():
81 для каждого ученика:
82 подойти_к_документу()
83 торжественно_произнести("Я, [имя], обязуюсь следовать принципам сотрудничества с роботами")
84 поставить_подпись_или_отпечаток_руки()
85
86 учитель.засвидетельствовать_подписание()
87 документ.поместить_в_классный_архив()
88 копии.отправить_в_школьный_музей()
89
90ТОРЖЕСТВЕННАЯ КЛЯТВА КЛАССА:
91"Мы клянемся использовать роботов и ИИ для добра, помнить что мы остаемся людьми, и никогда не забывать что самое важное в жизни - это любовь, дружба и забота друг о друге. Пусть роботы помогают нам строить лучший мир!"
92
93ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ:
94планы_реализации_манифеста = {
95 "в_классе": "следовать_принципам_при_работе_с_ALEX",
96 "в_школе": "поделиться_с_другими_классами",
97 "в_семье": "объяснить_родителям_наше_видение",
98 "в_обществе": "написать_письмо_в_компании_разработчики_ИИ",
99 "в_будущем": "помнить_эти_принципы_когда_станем_взрослыми"
100}
🎯 ИТОГИ СПРИНТА 23
Ключевые достижения:
✅ Робототехническое мышление - понимание принципов физической робототехники
✅ Автономные системы - создание роботов которые принимают решения
✅ Человеко-роботное взаимодействие - эффективное сотрудничество
✅ Этика робототехники - моральные принципы для физических ИИ
✅ Футурологическое мышление - видение развития технологий
Концептуальные прорывы:
- Воплощенный интеллект - связь мышления и физических действий
- Роевая координация - коллективный интеллект множества агентов
- Автономное поведение - самостоятельное принятие решений в реальном мире
- Этическое проектирование - моральные принципы для физических роботов
Практические навыки:
- Проектирование и программирование роботов
- Интеграция сенсоров с исполнительными механизмами
- Планирование движений и манипуляций
- Создание систем автономной навигации
Игровые достижения:
🤖 “Инженер-робототехник” - спроектировал ALEX-BOT для класса
🧭 “Картограф будущего” - создал алгоритмы навигации и картографирования
🤝 “Координатор роя” - освоил принципы коллективной робототехники
🌟 “Философ технологий” - разработал этические принципы для роботов
📜 “Автор манифеста” - создал декларацию человеко-роботного сотрудничества
🚀 ПОДГОТОВКА К СПРИНТУ 24
Мостик к Cybersecurity:
“Наши роботы и ИИ-системы стали умными и автономными. Но что если хакеры попытаются их взломать? Что если вирусы заразят наш ALEX? Пора научиться защищать наши цифровые создания от киберугроз!”
Фундамент для Cybersecurity:
- ✅ Понимание работы сложных ИИ-систем
- ✅ Знание принципов сетевого взаимодействия
- ✅ Опыт программирования и отладки
- ✅ Этические принципы ответственного использования технологий
Спринт 23 завершен! 🤖
Дети создали физических роботов-партнеров и заложили этические основы для будущего человеко-роботного сотрудничества!